– Борис Валентинович, давайте подведем предварительные финансовые итоги завершающегося года.
– Исполнение бюджета 2016 года проходило в непростых условиях кризисных явлений в экономике, и всем участникам бюджетного процесса пришлось проявить максимум профессионализма, чтобы эффективно использовать государственные средства. На практике это означает достижение заданных целей и максимального результата с использованием минимального объема бюджетных ресурсов.
Бюджет области сохранил социальную направленность. На финансирование здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты, физкультуры и спорта направлено 980 млн рублей, или 66% общей суммы расходов области. Кроме того, в 2016 году оказана поддержка агропромышленному комплексу, жилищно-коммунальному хозяйству (в том числе по подготовке к отопительному сезону), транспортным и дорожным организациям. Часть ресурсов направлена на обслуживание государственного долга. Несмотря на трудности с исполнением бюджета, практически полностью погашена задолженность по лизингу горэлектротранспорта, существенно увеличены расходы на замену теплосетей и котлов в ЖКХ. В Сенно реконструирован физкультурно-спортивный комплекс и построен загс. Завершены реконструкция трехэтажного терапевтического корпуса детской областной клинической больницы и модернизация лечебного корпуса областной инфекционной больницы.
Необходимо отметить, что беспрецедентные меры поддержки приняты в отношении организаций АПК. Указы главы государства о развитии сельскохозяйственного производства Витебской области и о создании и деятельности ОАО «Агентство по управлению активами» позволяют через механизм реализации ценных бумаг облисполкома реструктуризировать значительную часть задолженности сельхозорганизаций и предприятий перерабатывающей промышленности перед банками. Бюджет взял на себя значительную нагрузку по обслуживанию и погашению облигаций. Задействован также механизм предоставления плательщикам отсрочки и рассрочки задолженности по налогам и бюджетным ссудам. Часть долгов акционерных обществ АПК реструктуризирована путем передачи их акций в коммунальную собственность. Цель принятых мер – придать дополнительный импульс развитию агропрома и в дальнейшем после финансового оздоровления организаций получить дивиденды в виде роста налоговых поступлений.
Вместе с тем ограниченность бюджетных ресурсов обусловила грамотное перераспределение денежных средств между отраслями и экономическими статьями расходов. Такие решения давались нелегко, поскольку изначально в бюджете не было никаких излишеств. Но это позволило сконцентрировать ресурсы на выполнении первоочередных социальных обязательств и успешно завершить финансовый год.
Могу с полной уверенностью сказать, что финансисты Витебщины достойно справились со своей главной задачей по регулированию и управлению в бюджетной сфере. Хочу поблагодарить наших коллег, чей профессионализм помогает решать поставленные задачи, – работников областной инспекции Министерства по налогам и сборам и налоговых органов в регионах, Главного управления Министерства финансов по Витебской области, специалистов банковского сектора.
– Каковы основные положения главного финансового документа области на 2017 год, который, как представляется, будет не менее сложным?
– Курс на экономию и эффективность сохранится и в наступающем году, поскольку влияние кризисных явлений остается сильным. Бюджет области на 2017-й определен в жестких условиях экономии ресурсов. Главная задача – поддержание сбалансированности бюджета и обеспечение его так называемых базовых обязательств.
В основе финансовой устойчивости бюджета лежит его динамичное наполнение за счет собственных доходов. Определяющее значение имеют такие доходные источники, как подоходный налог, налоги на добавленную стоимость, на прибыль, на собственность, а также налоги по особым режимам налогообложения. Поэтому замедление темпов их поступления существенно влияет на общую ситуацию.
Концепция областной казны на
2017-й включает несколько основных положений. Прежде всего, это стабильность
условий формирования доходной базы местных бюджетов. Нормы, согласно которым
будут распределяться налоги между областным и базовыми, закреплены в Бюджетном
кодексе Республики Беларусь и остаются неизменными на ближайшую перспективу.
Органы местной власти четко представляют себе структуру доходной части бюджетов, весомость каждого доходного источника и знают направления, по которым необходимо сконцентрировать усилия в работе по мобилизации доходов. Это рост производительности труда и заработной платы, инвестиции в основные фонды, создание новых рабочих мест, выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью, грамотное распоряжение государственным имуществом.
При этом есть направления, по которым необходимо поработать сообща. Среди них агроэкотуризм – один из перспективных и развивающихся видов услуг. Потенциал регионов Витебщины в этой сфере должен быть задействован намного полнее. Кроме того, надо эффективнее использовать такие ресурсы получения дополнительных доходов, как плата за размещение наружной рекламы, развитие сети объектов придорожного сервиса, усиление контроля за поступлением местных налогов и сборов.
При успешном выполнении задач по привлечению
собственных доходов их сумма в 2017 году составит не менее
1 млрд 235 млн руб. Дотации из республиканского бюджета запланированы в размере
488 млн руб., но, как показала практика последних лет, в ходе исполнения
бюджета они существенно сокращаются.
В планировании расходов на будущий год сохранен вектор на социальное развитие. Приоритет в финансировании отдается таким отраслям, как образование (расходы предусмотрены в сумме 575 млн руб., или 32% от общей суммы), здравоохранение (440 млн руб., или 25%), мероприятиям в сфере социальной политики (94 млн руб., или 5%), физической культуры и спорта, культуры (77 млн руб., или 4%).
Социальную стабильность гарантируют закрепленные объемы первоочередных, социально защищенных обязательств. К таким расходам относятся средства на выплату заработной платы с начислениями, оплата медикаментов, продуктов питания, коммунальных услуг, обслуживание долга органов местного управления, субсидии на транспортные и жилищно-коммунальные услуги, твердое топливо для населения и трансферты гражданам. В бюджете области эти расходы составляют 1 млрд 375 млн руб. (77%), и они не подлежат уменьшению.
При всех сложностях запланированы капитальные вложения на финансирование объектов, имеющих важнейшее социальное значение или высокую степень готовности. Среди них строительство детских садов в микрорайоне Билево областного центра, в Орше и Глубоком, поликлиники в микрорайоне Юг-7а в Витебске, ФОКа в Городке, инженерно-транспортной инфраструктуры к заводу белой жести в Миорском районе и другие.
– На какие особенности бюджета 2017 года и новации бюджетной политики необходимо, на ваш взгляд, обратить внимание?
– Важнейшая концептуальная особенность консолидированного бюджета – это обязательное условие завершить предстоящий финансовый год не просто без дефицита, но с обеспечением профицита. Иными словами, к концу 2017-го мы обязаны сэкономить на расходах и накопить определенный запас прочности в виде неизрасходованных ресурсов. Эта новация закреплена в законе о рес-публиканском бюджете.
Кроме того, наряду с существующими нормативами обеспеченности расходов на здравоохранение и образование с 2017 года вводится и минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на проведение капитального ремонта, реконструкции, модернизации объектов ЖКХ. Сюда относятся и расходы на капремонт жилфонда, объектов водоснабжения и водоотведения, замену теплосетей, котлов и лифтов.
В 2017-м дальнейшее развитие получит введенный в текущем году механизм предоставления безналичных жилищных субсидий. Государственная поддержка будет оказываться социально уязвимым категориям граждан как по выявительному, так и по заявительному принципу.
Одним из проблемных вопросов 2017 года является обеспечение необходимого уровня компенсации расходов транспортных организаций по перевозке пассажиров в городском и пригородном направлении. Тарифы на проезд увеличиваются со значительным отставанием от роста расходов транспортников, и часть затрат последних остается не обеспеченной источниками возмещения.
– Борис Валентинович, 2017-й для финансистов Витебщины будет еще и юбилейным…
– Действительно, уже без малого век в Витебской области от работника работнику передается это своего рода искусство формирования и исполнения бюджета. В декабре 2017-го будет 100 лет с момента образования финансового отдела Губернского Совета, о чем свидетельствуют документы областного госархива. Как отмечал в своем циркуляре временно исполняющий обязанности заведующего финансовым отделом, назначение этого отдела – «...контрольная и творческая деятельность. Контрольная часть его заключается в производстве предварительной ревизии всех выдач из сумм Государственного Казначейства, чтобы предотвратить возможность неправильных расходов... Творческая деятельность отдела заключается, главным образом, в выработке проектов-реформ, имеющих целью увеличение доходов казны».
Еще одна интересная справка. Расставаясь с
коллективом финансового отдела в 1924 году, его заведующий писал:
«Не могу не отметить того высокого сознательного отношения к своему скромному
труду, которое было проявлено аппаратом в целом и его работниками в
отдельности. Вспомнить хотя бы моменты из работы кассового аппарата, в период
наплыва плательщиков сельхозналога, когда выбившихся из сил работников выносили
с работы в бессознательном состоянии, или работу сметно-бухгалтерских
работников и фининспекторов, когда после установленного предельного ночного
времени караул удалял засидевшихся сотрудников...». Конечно, можно с иронией
относиться к этим фактам, но они красноречиво подчеркивают высокую
ответственность работников за дело, что остается отличительной чертой
финансистов и в наше время.
Пользуясь случаем, хочу поздравить всех специалистов местных финансовых органов с профессиональным праздником – Днем банковских и финансовых работников, который отмечается в первое воскресенье года. По традиции теплые слова благодарности адресую нашим бывшим работникам Лилии Александровне Изобовой, Татьяне Терентьевне Маханек, Раисе Ивановне Коростик, Галине Иосифовне Лапцевич, Любови Владимировне Новицкой, Татьяне Васильевне Эстриной, Ирине Мечиславовне Милашевич, Раисе Ивановне Шамшур.
Фото Антона Степанищева
Бюджет области сохранил социальную направленность. На финансирование здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты, физкультуры и спорта направлено 980 млн рублей, или 66% общей суммы расходов области.
Наряду с существующими нормативами обеспеченности расходов на здравоохранение и образование с 2017 года вводится и минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на проведение капитального ремонта, реконструкции, модернизации объектов ЖКХ.
Сергей Антонов, «Витебские вести».