"К такому времени школьники уже успевают проголодаться, и с большим удовольствием съедают те блюда, что теперь предлагают в столовой, особенно новинки. За первый месяц наше двухнедельное меню уже дважды поменялось, и мы видим, какие положительные изменения принес пилотный проект. Определенные организационные трудности в перестройке графика работников пищеблока и дежурных - как детей, так и взрослых - мы преодолели, так что продолжаем работать по новой системе и смотреть, какие коррективы нужны", - рассказала Лариса Левкович.
Салаты из свежих овощей, куриный шашлык, наггетсы из птицы, котлеты с сыром, тефтели с оригинальным соусом - это лишь немногие из новинок, что пришлись гимназистам по вкусу. И все же консервативные кулинарные пристрастия дают о себе знать. До сих пор в чести у ребят всех возрастов картофельное пюре, которое не могут пока вытеснить даже запеченные картофельные дольки с сыром.
Как отметила директор гимназии, ребята особенно ценят, что их мнение учитывают при составлении меню. Перед началом проекта в учреждении образования провели анкетирование, чтобы определить, какие блюда мальчики и девочки предпочли бы на обеды. В качестве обязательного пункта ребята выбрали овощные салаты, которые теперь входят в основной рацион и подаются почти каждый день.
Стандартный обед у школьников сейчас выглядит так: салат, горячее блюдо, напиток. Нередко к этому добавляется десерт в виде зефира, мармелада, булочки. "Больше всего наши ребята предпочитают соки, к компотам относятся прохладнее. В целом мы не придумываем ничего кардинально нового, а варьируем рецепты в пределах допустимого рациона учащегося. В уже знакомые мясные блюда добавляются новые ингредиенты. Например, детям пришлись во вкусу куриные котлеты с сыром. С творожной запеканкой экспериментируем так: подаем со сметаной, потом со сгущенкой, планируем ввести к ней еще и шоколадный крем. Когда-то в гимназии готовили картофельную запеканку с мясом, мы рассчитываем вернуть это блюдо, изменять и дополнять его по мере возможности", - рассказала Лариса Левкович.
В первое время дети оставляли свои отзывы о новом меню, и администрация школы подводила итоги понедельно, чтобы определить, что пришлось гимназистам по вкусу больше всего. Оценили юные витебчане и новую сервировку блюд, которая стала больше напоминать подачу в ресторане - на тарелке рядом с котлеткой и пюрешкой красиво раскладывают нарезанные тонкими кружочками огурчики. Так сказать, и желудку, и глазу приятно.
Если раньше учащиеся младших классов оставляли половину порции, то теперь их аппетиту остается только позавидовать. Несмотря на то что блюда в целом видоизменились не кардинально, почти все мальчики и девочки вступили в "общество чистых тарелок".
Второклассница София Литвин рассказала, что меню в столовой стало лучше. "Мне нравятся котлеты, они стали еще вкуснее, понравился салат из кукурузы, раньше такого не было. Еще появилось много десертов - йогурты, булочки. Особенно булочки вкусные", - поделилась девочка.
Ее старшие товарищи считают, что школьные обеды значительно улучшились и стали более гармоничные. "Нынешнее меню мне нравится гораздо больше, чем до эксперимента, оно стало разнообразнее. Мы уже месяц питаемся по нему, и за это время, насколько я помню, блюда повторялись всего один раз. Этого все школьники очень давно ждали, нас каждый день в столовой, можно сказать, ждет сюрприз. Мне нравится, как теперь сочетаются блюда. К горячему хорошо подходят салаты, соки", - считает семиклассница Авива Рогатникова.
Как оказалось, семейные кулинарные обычаи лишь частично влияют на предпочтения школьников. Многие ребята избалованы фастфудом, напичканным усилителями вкуса и различными добавками. Правильному питанию с такими "конкурентами" соперничать непросто. Вот и приходится перенимать некоторые пункты меню объектов быстрого питания, преобразуя их под допустимые способы приготовления. Так, всем известные наггетсы в школьном пищеблоке не обжариваются во фритюре, а проходят щадящую термообработку.
"Мне очень понравился измененный рацион. Очень классные куриные наггетсы, котлеты по новым рецептам. Когда мы проходили анкетирование перед началом проекта, то я голосовал за салаты. Они все вкусные, особенно мне понравился с квашенной капустой, здорово, что их подают регулярно. Надеюсь, что такое разнообразие сохранится. Что до блюд, которые я бы оставил в рационе, то голосую за шашлык из курицы, готов есть его хоть каждый день", - рассказал учащийся 9-го класса Никита Суслов.
Вкусные новинки появились не только на обеденных столах у гимназистов, но и в ассортименте школьного буфета. Девятиклассник обратил внимание на готовые молочные коктейли, которых раньше не было. Да и в целом выбор здоровых перекусов стал богаче. Молодой человек признался, что раньше он намеревался отказаться от питания в гимназии, но теперь все блюда ему нравятся, и он будет обедать в столовой каждый учебный день.
Все ребята рассказали, что делятся с родителями тем, какие новинки в школьной столовой им удалось попробовать. Мамы и папы рады тому, что дети теперь сыты и довольны.
Лариса Левкович подчеркнула, что в целом ребята довольны новым режимом питания и ассортиментом в столовой, обновленные блюда идут на ура, а работники пищеблока продолжают отслеживать, что из рациона мальчики и девочки не сильно жалуют - такие компоненты меню в дальнейшем постараются исключить. Также она отметила, что о ходе проекта педагоги рассказывают родителям учеников на каждом собрании. А еще в гимназии планируют организовать дегустацию новых блюд для взрослых, чтобы те убедились, насколько изменились детские обеды, и чтобы сравнить отзывы старшего и младшего поколений.
Пилотный проект помог выявить и основную кулинарную проблему школьников - это рыба. Юные витебчане, например, к этому источнику полезных витаминов и минералов относятся более чем прохладно. Чтобы несколько заглушить характерный привкус, повара гимназии добавляют в рыбные тефтели и котлеты курятину или свинину. Директор учреждения образования отметила, что над этим вопросом будут работать, ведь в неделе должен быть хотя бы один рыбный день.
Оказалось, что такая ситуация характерна и для других школ, которые участвуют в пилотном проекте, причем по всей стране. Специалисты главного управления по образованию Витебского облисполкома общаются со своими коллегами из других регионов, и все замечают, что рыба не в чести у подрастающего поколения. Между тем для растущего организма этот продукт является необходимым для гармоничного развития.
У других участников пилотного проекта в Витебской области - в Городокской СШ №2 и в Добромыслинской СШ Лиозненского района - перестройка системы питания шла практически по той же схеме.
В зависимости от пребывания детей в учреждении образования, здесь подают обед и полдник, как в Городке, или второй горячий завтрак и обед – как в Добромыслях. За реакцией на новое меню здесь пристально следили с первых недель все, кто задействован в проекте. Непопулярные блюда старались исключать из ассортимента и менять их на новые либо изменять рецептуру.
Технологи Центров по обеспечению Лиозненского и Городокского райисполкомов, ОАО "Витмил" в Витебске разработали для пилотного проекта 60 технологических карт на новые фирменные блюда, 47 из них вошли в двухнедельные рационы школьников. С начала реализации проекта примерные меню откорректировали с учетом вкусовых предпочтений детей. По наблюдениям специалистов, первые блюда в школьной столовой достаточно подавать два раза в неделю, для младших школьников можно уменьшить порцию овощного салата, чтобы мальчики и девочки съедали его полностью, а за счет этого добавить в обеденное меню фрукты или десерты.
С 1 февраля двухнедельные рационы питания пересмотрят, исключат менее востребованные блюда и добавят новые фирменные разработки. В целом, как отметили специалисты, курирующие этот проект, будет сформирован определенный костяк из блюд для меню, который можно будет использовать как базу для экспериментов. Например, привычные тефтели будут подавать не со знакомым всем соусом, а запеченными под сырной шапочкой.
Специалисты северного региона - разработчики рациона и составители меню, повара, представители администраций школ - готовы делиться со своими коллегами из других районов и областей полученным в ходе данного проекта опытом со всеми нюансами, начиная от гармоничного сочетания белков, жиров и углеводов до необходимого оснащения школьного пищеблока.
"БЕЛТА"