В региональных СМИ, в том числе и на страницах «Витебских вестей», не раз писалось про создание и первые шаги интеграционных структур в агропромышленном секторе региона. Поэтому журналисты не могли не задать вопрос: удался ли этот эксперимент и дают ли агрохолдинги ожидаемый результат?
На сегодняшний день эти структуры имеют более 70 тыс. га пашни каждая. Например, земли Витебской интеграционной структуры расположены в 8 районах, в нее вошли все крупнотоварные производства, в том числе комплексы по выращиванию свиней и откорму КРС, молочнотоварные комплексы.
– Темп роста выручки от реализации продукции агрохолдингами за три месяца составил 139,5%. Наибольший показатель в Витебской интеграционной структуре, темп роста – 159,4%. По оршанскому агрохолдингу – 107%. А что 2-3 года назад делалось в Орше? Молочный завод был на стадии банкротства, мясокомбинат – банкрот, комбинат хлебопродуктов простаивал. Сегодня все работает, отмечается положительная динамика. Прирост по зерну в прошлом году, каким бы тяжелым он ни был, составил 142%, по рапсу – 152%. Вот и эффективность, – приводит аргументы Николай Шерстнёв.
– В ближайшие годы перестроим все сельское хозяйство по такому принципу, дойдем до каждого хозяйства. Окажем поддержку головной структуре, не обременяя ее долгами слабых хозяйств. Будущее – за крупным игроком на рынке, – убежден глава исполнительной вертикали.
Следующий шаг для эффективного продвижения придвинской сельхозпродукции на внутренний и внешние рынки Николаем Шерстнёвым видится в создании единой торговой компании, которая будет представлять наших производителей, особенно за рубежом.
– Производитель должен продукцию производить, а специальная компания – заниматься ее реализацией, – категорично заявляет председатель облисполкома.
Помимо мощных агропромышленных гигантов, ставка в экономике региона делается на малый и средний бизнес, в том числе и в сфере сельского хозяйства.
– На сегодняшний день половина земель сельхозназначения региона находится в распоряжении неплатежеспособных предприятий, которые не в состоянии проводить на них работы. Только благодаря созданным интеграционным структурам мы завозим туда удобрение, предоставляем топливо, пашем и сеем. Но так до бесконечности продолжаться не может. Надо создать условия для тех, кто придет на эти земли. Найдется место и для фермера, любого индивидуального предпринимателя, можно заниматься овцеводством, откормом крупного рогатого скота, переработкой продукции в небольших объемах.
Сфера для применения своих способностей есть для всех, кто вложив в производство, сможет навести порядок на оставшихся территориях, тогда будет получен максимальный экономический эффект, – уверен глава региона.
В то же время при существующих возможностях для создания и развития среднего и малого бизнеса потенциальных стартовых площадок в регионе больше, чем желающих прийти на них и создавать свое дело. По оценке Николая Шерстнёва, много сомневающихся, но надо смелее идти в бизнес, а местной власти со своей стороны – активнее работать по созданию и предложению соответствующих условий.
Между тем доля частного сектора экономики на Витебщине растет.
– Сегодня пятая часть бюджета формируется за счет малого и среднего бизнеса, причем каждый год объемы поступлений и удельный вес увеличиваются. Представители деловой среды самостоятельно создают предприятия, рабочие места и платят налоги. Мы всего лишь должны не мешать. Если в каком-то районном исполкоме нет понимания, пусть предприниматель стучится к нам, мы поддержим любую инициативу, – предлагает Николай Николаевич.
Ремонт и реконструкция без малого тысячи километров дорог на территории Витебщины будут осуществлены в рамках Госпрограммы по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республики Беларусь на 2017-2020 г.г.
Приоритетными Николай Шерстнёв считает направления дорог, ведущих к прибалтийской границе, а также от областного центра к Орше – сегодня они не отвечают современным требованиям, а привести их в соответствие – огромный пласт работы, тем более имеются вопросы по источникам финансирования.
Еще одна проблема – сельские дороги, к ее решению должны подключаться и власти на местах. В плачевном состоянии внутрихозяйственные дороги, но техники, чтобы привести их в порядок, недостаточно – как правило, всего 2-3 грейдера приходятся на район. И этот вопрос, по словам Николая Николаевича, также предстоит решать.