В духовном училище Елена Ворошилова проучилась пять лет - вместо обычного трехгодичного курса. Как считает витебчанка, для нее это было своего рода испытание на смирение. Преподаватель иконописи затем рекомендовала ее в качестве наставника вместо себя, и ее выпускница несколько лет передавала свои знания учащимся иконописного отделения.
Когда же пришла идея создать свою школу иконописи, у витебчанки возникли некоторые сомнения. Их причиной стали негативные отзывы знакомых, что это будет не богоугодное дело. Тогда она обратилась в Витебскую епархию и спросила, действительно ли задумала не благое занятие. На это священнослужители, которые знали ее по учебе и работе в духовном училище, ответили, что кому, как не ей, создавать такую школу и помогать людям приобщаться к написанию икон, ведь она не случайный человек в данном направлении.
"Еще когда училась в колледже культуры и искусств, я думала, как обычный художник может приобщиться к иконописи. Обычно он старается выразить себя в картинах, найти свой стиль, показать свой внутренний мир. А что в иконе? Там есть строгие каноны, все должно быть подчинено определенным правилам. После обучения я поняла, что написание икон больше относится к служению - Богу, святому делу, чем к самовыражению. Это две совершенно разные области искусства и даже сравнивать их невозможно, у каждой своя роль", - поделилась Елена Ворошилова.
В ее онлайн-школе обучаются около 10 взрослых из разных уголков Беларуси. Среди них есть две супруги священнослужителей, но в основном это почитатели изобразительного искусства - кто-то с большим опытом, кто-то с малым, профессионалы и любители. "Взрослые приходят к этому осознанно. Обычно это воцерковленные люди, для которых иконы служат не просто украшением дома, а сакральными предметами, которые становятся своего рода хранителями. В моей семье, например, есть такая реликвия, которая досталась мне от бабушки. Как мне рассказали, икона была создана в конце XIX века, ее с собой бабушка забирала в Германию во время Великой Отечественной войны, когда немцы угоняли всех в концлагеря и на принудительные работы. С иконой Богородицы, которая называется "О, всепетая Мати", все вернулись домой живыми и невредимыми. Для семьи моей тети я сделала копию нашей семейной реликвии, чтобы у каждого из нас была частичка божьего благословения", - поделилась Елена.
Она рассказала, что ее взрослые ученики создают иконы как для родных, так и для храмов. Не так давно наставница организовала выставку своих работ в областной библиотеке имени В.И.Ленина, чтобы как можно больше людей узнали о таком виде искусства, пришедшем из духовной сферы.
Преподавать иконописание детям Елена начала волей случая. Ей предложили открыть такой кружок в областном дворце детей и молодежи, но тогда не набралось нужного количества желающих - только половина от требуемой группы. А когда родители будущих воспитанников Елены Ворошиловой узнали об этом, то подали ей идею сделать частную школу. К тому времени у Елены Ворошиловой уже был опыт работы со взрослыми, так что она решила попробовать стать учителем и для ребят.
На занятия раз в неделю к ней приходят мальчики и девочки от 5 до 12 лет. Пока у нее пять учеников. Она рассказывает и показывает, как делать краску, подготавливать основу для иконы (это должна быть твердая поверхность - дерево, металл, камень), рисовать лики святых, тени, наносить золото, а также делится прочими премудростями. Ребята на начальном этапе учатся вырисовывать горы, завитки на воде - эти детали повторяют элементы прически, одежды святых.
"Рисуем мы только натуральными красками, которые изготавливаем сами. Берем пигменты разных цветов, вручную растираем в микроскопический порошок, чтобы краска получилась однородной, и добавляем в него желток. Он издревле считается лучшим клеем, в том числе в строительстве, когда яйцо добавляли в раствор для скрепления кладки. Со временем желток делает краску на иконах еще прочнее, и она не растрескивается", - отметила Елена.
Также учитель рассказывает, как в старину писали картины на досках, какие из них служили дольше и за счет чего. Оказывается, доски также нужно тщательно подготовить, нанести клеевую основу, приклеить холст, покрыть несколькими слоями левкаса - специального грунта, состоящего из мела, олифы и желатина, и только потом приступать к нанесению рисунка. Дети и взрослые тренируются сначала на картоне, чтобы набить руку, а затем делают чистовик на древесине. "На разных этапах истории иконы писали на неподготовленных таким образом досках, и впоследствии краска трескалась, кое-где даже полностью сходила", - пояснила Елена.
И со взрослыми, и с маленькими учениками педагог обязательно читает молитвы перед началом работы, чтобы святые, которых они изображают, дали свое благословение и помогли завершить работу по всем правилам.
Наставница на финальном этапе создания икон встречается со своими учениками лично - принимает их в своей небольшой студии или выезжает в другие города. Обычно она помогает наносить на изображение сусальное золото. Для такого ремесла оно продается в виде тонких листов наподобие фольги, только вместе с "подкладкой" из вощеной бумаги. Золотом покрывают нимбы над головами святых, детали одежды, буквы, а также оклады икон. "Это кропотливый процесс, и иногда мои ученики боятся самостоятельно проводить "золочение". Я встречаюсь с моими подопечными и показываю, как делать это аккуратно и без потерь", - пояснила педагог.
Елена Ворошилова сказала, что ей как учителю радостно, когда у ее учеников все получается и успехи побуждают их творить больше, лучше, совершенствоваться и тянуться к делу, которое не каждому по плечу.