— Работа по увековечению памяти защитников Отечества, которую проводят обл- и горрайисполкомы, направлена на реализацию мероприятий Государственной программы, повышение эффективности проведения полевых поисковых и архивно-исследовательских работ, совершенствование взаимодействия с местными исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями и гражданами при установлении неучтенных воинских захоронений и судеб без вести пропавших, — сообщил председатель областного совета ветеранов Сергей Ольсевич. — На Витебщине создан организационный комитет по реализации госпрограммы, его основная задача — координация деятельности всех заинтересованных структур и контроль за выполнением запланированных мероприятий. Также ведется работа с обращениями граждан, ищущих родственников, и по организации широкого доступа общественности к информации о погибших с ее размещением в интернете.
За последние годы специалисты установили имена свыше 29,5 тыс. красноармейцев, которые ранее не числились в списках «Паспортов воинских захоронений», выявили 8 неучтенных мест погребения, около 35,8 тыс. имен были увековечены на мемориальных плитах. Деятельность по пополнению областного банка данных о павших на Витебщине воинах, участниках партизанского движения и подполья, о мирных жителях, уничтоженных фашистами, ведется во всех районах. На начало 2017-го составлена подробная картотека на 95365 погибших, в том числе 38 тыс. земляков.
— Главное управление идеологической работы, культуры и по делам молодежи облисполкома совместно с областным советом ветеранов провело ряд практических семинаров для музейщиков, библиотекарей, военных и волонтеров. Их участникам объяснили, как эффективно использовать компьютерные технологии в поисковой работе, — сказала председатель оргкомитета Ирина Шишкова. — Сегодня электронным архивом ОБД «Мемориал» активно пользуются свыше 300 организаций, занимающихся восстановлением правды о событиях Великой Отечественной, в том числе Лиозненский, Витебский, Браславский, Верхнедвинский, Дубровенский и Ушачский райисполкомы, Витебский горисполком. Также достойны похвалы усилия в этой сфере объединения по интересам из СШ №40, которым руководит Лариса Бруева.
На базе областного музея Героя Советского Союза М. Шмырева функционирует центр по увековечению памяти, где создается и публикуется в открытых источниках автоматизированного банка данных «Книга памяти граждан, погибших при защите Отечества. Витебская область». В АБД есть разделы «Обелиск на карте района (города), «Где погибли мои земляки?» и «Без вести пропавшие».
Сегодня в военкоматы, музеи, исполкомы поступает много запросов от семей погибших. Внуки и правнуки хотят побывать на могилах предков, убедиться, что их подвиг не забыт. Отдать дань памяти своим дедам на Витебщину приезжают со всей Беларуси, из России, Украины и других республик бывшего СССР. Большинство из них остаются довольны увиденным, благодарят местные власти за чистоту и уход за мемориалами и надгробьями. Но встречаются и те, кто решил посетить захоронение самостоятельно, но не учел месторасположение (удаленность от населенных пунктов, труднодоступность) и не смог его найти.
— Это не говорит о том, что за памятниками, находящимися вдали от райцентров, не ухаживают. Просто аграрии с весны до осени ведут посевные и уборочные работы на полях, поэтому дорогу без посторонней помощи не найти. Тропинки в лесу зарастают, так как посещают кладбища единицы, — уточнила Ирина Александровна. — Лучше перед приездом обратиться в сельсовет, чтобы вас кто-то провел.
В том, что к благоустройству воинских захоронений в районах относятся ответственно, члены оргкомитета убеждаются во время регулярных командировок на места. В одну из поездок вместе с ними отправился корреспондент «ВВ». Мы побывали на Лиозненщине, посетили свыше 10 мемориалов, в том числе находящихся в лесах Крынковского сельсовета. Чтобы добраться до некоторых из них, пришлось переобуваться в резиновые сапоги и отбиваться от мириадов вездесущих комаров.
— Можно и не проверять состояние могил и обелисков, находящихся вдоль дорог. Они у всех на виду и поэтому регулярно подкрашиваются и убираются. Из замечаний может быть только одно — давно не обкашивались, — подчеркнула Ирина Шишкова. — Однако есть ряд памятников в виде скульптур солдат, возведенных в 70-80-е годы, которые, как за ними ни ухаживай, уже в силу возраста нуждаются в реставрации. Их дальнейшую судьбу нужно решать на самом высоком уровне.
В агрогородке Крынки мы издалека заметили одного из таких величавых Победителей. Единственного взгляда было достаточно, чтобы увериться: любой враг, пришедший на эту землю, будет повержен. Но подъехав ближе, увидели, что архитектурная форма нуждается в капремонте — начала крошиться в нескольких местах. Если в ближайшие годы не решить вопрос с реставрацией солдата, придется его убирать.
— Самый простой путь — заменить скульптуру на гранитный прямоугольник. Но в этом случае потеряется самобытность, эстетическая и героико-патриотическая составляющие монумента, — пояснила Ирина Александровна. — Поэтому в данном случае, я думаю, самый экономный вариант — не лучшее решение.
В поездке нас сопровождали представители местной и районной власти. Как сообщила председатель Крынковского сельсовета Людмила Иванова, в непростых экономических условиях благоустройство захоронений — сложная задача.
— Это наш святой долг, поэтому делаем все возможное, чтобы сохранить для будущих поколений память о защитниках Отечества, — сказала Людмила Геннадьевна. — Огромную помощь оказывают нам и руководители сельхозпредприятий, учреждений и организаций.
Мы побывали на самых труднодоступных захоронениях в сельсовете — Хотемля 1 и 2. Чтобы добраться до первого из них, пришлось оставить машину у гражданского кладбища и еще 1,5 — 2 км идти по колосящемуся полю да по грязи между болот. Путь ко второму лежал через лес. Благо, с нами была Людмила Иванова, знающая дорогу, иначе заблудились бы. Также помощь оказали лесники, которые время от времени обкашивают заросли в направлении мемориалов, что позволяет местным ориентироваться. Сами памятники были облагорожены не хуже городских.
Подводя итоги, Ирина Шишкова поблагодарила сотрудников сельсовета и райисполкома за их неравнодушие к вопросам увековечения памяти.
— Пока есть такие люди, как вы, — отметила Ирина Александровна, — ни одна могила павших воинов не останется без внимания. Как бы ни было трудно, у вас хватит энергии и смекалки, чтобы найти решение возникающих проблем.
Кстати, в Витебской области находятся 1296 воинских захоронений и захоронений жертв войн, где покоятся около 395 тыс. человек, более половины из которых неизвестны.
Эдуард КАРОЛЕВИЧ, фото автора. "Витебские вести".