Убедились, что на Браславщине есть все. Нашли и торт «Красный бархат», и линейку здорового питания, и натуральную колбасу из свежего мяса, убедились в огромном выборе «молочки», а еще узнали, что автолавка доезжает в такую глубинку, куда, как отмечают местные, даже «немцы в войну не дошли».
Пока помощник Президента общался с руководством торговых объектов, мы отправились пообщаться с покупателями и продавцами.
– Меня все устраивает! Даже у нас в Минске нет такого ассортимента. Нашла сок из клюквы с виноградом, буду брать! Все супер! Ставим 10 из 10! – уверенно заявляет минчанка Ирина, которую мы встретили в торговом центре с детьми.
Ее поддерживает и другая покупательница. Женщина недавно вернулась из Польши, поэтому объективно сравнивает цены и ассортимент:
– Довольна нашей торговлей. В Польше есть что-то дешевле, чем у нас, но многое дороже. Ассортимент точно лучше у нас!
У «молочной» витрины выкладывает очередную партию товара продавец Анна Кривель:
– Заказываем много и у разных производителей, не только витебских. Витрина у нас огромная и ассортимент широкий, распродаем все. Покупатели с удовольствием возвращаются за свежей продукцией.
Мнение гостей, конечно, ценное, но и местные эту торговую точку хвалят.
Ольга из Браслава отметила, что здесь найти можно практически все: от детской одежды и бытовой химии до свежих фруктов (к слову, мы отметили, что нектарины в Браславе – по 4 рубля за килограмм, в Витебске видели такие по 6 – 8 рублей).
– Удобно, что не нужно бегать по разным магазинам. Сейчас выбираю красивые бокалы для вина – ждем гостей. Покупаю здесь памперсы, косметику себе. Хороший и мясной отдел. По ценам тоже, в принципе, нормально. Если что-то и выходит дороже, то другой товар можно взять с хорошей скидкой. Общий чек в итоге не сильно бьет по карману.
Виолета из Опсы не скрывает восторга:
– Магазин шикарный, нам здесь все нравится. Есть и то, что больше нигде у нас не купишь. Например, товары группы здорового питания. Ассортимент для «зожников» хороший. Себе постоянно беру хлеб со льном. Приемлемые цены на мясо и полуфабрикаты. Дети и внуки любят кондитерский отдел, там и торты: классический «Наполеон», «Муравейник» и даже модный «Красный бархат» есть, не говоря уже о десятках видов свежей выпечки.
– Приятно удивлен браславскими объектами торговыми точками. Ассортимент действительно не хуже, чем в столице. А в минских и витебских магазинах я бываю достаточно часто. Достойный выбор различных видов продукции: начиная от средств бытовой химии, заканчивая продуктами питания. Радует и количество покупателей, –отмечает Сергей Левкович.
Подтверждает наблюдения помощника Президента и кассир Регина Смильгина:
– Сейчас в сезон много покупателей – и своих, и приезжих. За день на кассе обслуживаю порядка 500 человек по будням, а в праздничные и выходные бывает и до 700 за смену.
Образцово-показательным торговым центром мониторинг Сергея Левковича не ограничивается. Мы переехали в фирменный магазин местного сельхозпредприятия «Маяк Браславский». У хозяйства их два, плюс население района вместе с потребкооперацией и частниками обслуживает еще и «маяковская» автолавка.
– За день до 300 кг только мясной сырой продукции распродаем. У нас все свежее. Мы не торгуем «заморозкой», за это нас и любят покупатели, а еще за то, что наша колбаса действительно «из мяса», а не «с мясом», – не без гордости рассказывает продавец Зоя Анохина и предлагает приобрести их фирменную колбасу «С лучком».
Но мы здесь не ради вкусного шопинга, поэтому отправляемся дальше от районного центра, где точно нет магазинов шаговой доступности.
На остановке возле Вайнюнцев (25 км от райцентра) автолавку «Маяк Браславский» ждали четыре женщины, позже подъехали еще два авто с покупателями.
– Автолавка приходит по графику каждый четверг. Берем свежее мясо, колбасу, сосиски. Все по приятным ценам, без лишних накруток. В другие дни автолавки нам привозят хлеб и остальные продукты. Могут и по спецзаказу работать. Нравится все. Товаров нам хватает, – поделилась местная жительница.
– Можем и прямо к дому продукты подвести и даже доставить до крыльца. Ведь разные обстоятельства у людей бывают. Мой телефон есть у всех. Всегда поможем, – поделилась продавец.
Ежедневно автолавка проезжает по 100 – 150 км. Все зависит от маршрута, в который, как поделились местные, входят даже такие деревни «куда немцы в войну не дошли». Передвижная торговля охватывает и приграничную зону. Возят товары и к пункту пропуска Урбаны. Правда, с закрытием границ покупателей поубавилось.
Раньше за белорусскими товарами в очередь выстраивались жители приграничных районов Латвии, дальнобойщики. Теперь, увы, у них такой возможности нет.
– Мы видим, что торговля на селе представлена как потребкооперацией, так и частным сектором. Готовы обеспечить продуктами питания население Браславского района и собственные сельхозпредприятия. И главное, они могут на этом заработать. Что касается цен, то по статистическим данным за пять месяцев этого года индекс цен на продовольственные и непродовольственные товары в Витебской области к уровню прошлого года увеличился и составил 105,6 %. Но этот показатель не так важен, ведь выросли и доходы населения. Номинальная заработная плата по области за тот же период увеличилась на 19 %. Очевидно, что покупательская способность нашего населения растет. В стране работает система регулирования цен и показывает свою эффективность, – отметил Сергей Левкович.
Цифры и факты: В Браславском районе более 330 объектов торговли. 84 из них находятся в сельской местности.