Несмотря на колебания внешней температуры, в энергосберегающих теплицах всегда тепло и влажно — это обязательное условие для выращивания овощей. Но для того, чтобы оно было успешным, комфортного для растений микроклимата недостаточно: нужны заботливые руки и профессионализм. Уход за томатами, под которые отведено 3,8 га, осуществляется силами 38 тепличниц, у каждой на попечении более 2 000 растений. Труд овощеводов нелегкий, но результат впечатляет: в прошлом месяце собрали 290 тонн. Как всегда, в числе лучших – Татьяна Кныш и Валентина Парадня (на фото), которые получили богатый урожай – по 28 кг томатов с кв. м. По собственному опыту женщины знают, что это не предел, поскольку сезон продолжится до ноября. В планах — добиться 50 кг с той же площади, и резервы есть. Полоцкие специалисты ежегодно испытывают новые гибриды, но ставку делают на проверенные сорта. В этом году отдали предпочтение «тореро».
— В первую очередь мы ориентируемся на вкус потребителя, — рассказал директор филиала Андрей Никифоров. – Только при таком условии реализация овощей защищенного грунта может быть прибыльным делом.
Томаты на комбинате выращиваются методом малообъемной гидропоники, в емкостях с минеральной ватой, получая в зависимости от сезона и величины растения питание через капельницы. Еженедельно взрослое растение дает одну завязь, для полноценного формирования которой нужно регулярно удалять пасынки. Что касается химобработок, то на комбинате уже несколько лет подряд отдают предпочтение биометоду — выращиванию экологически чистой продукции. Для этого подбираются устойчивые к заболеваниям сорта.
— Наши томаты можно купить не только в Полоцке и Новополоцке, — поясняет Андрей Никифоров. — Организована выездная торговля в Ушачах, Глубоком, они практически всегда есть на прилавках «Весты», «Евроопта», «Витебских продуктов». Порядка 60% экспортируется в Россию.
Большой плюс томатов, поясняет директор, — высокая лежкость, что облегчает реализацию. Хорошую прибыль также приносят выращиваемые в филиале овощи открытого грунта: капуста, свекла, морковь. В этом году дополнительно увеличили площадь, посадив огурцы, пекинскую капусту, лук на перо, укроп, цветную капусту, брокколи, тыкву и кабачки. А еще к сентябрю на магазинных прилавках традиционно появятся зеленные культуры — салат, базилик, руккола, укроп, петрушка – в фирменной упаковке с узнаваемым логотипом предприятия.
Татьяны СЕРЕБРЯКОВА, фото автора. «Витебские вести».