Чтобы закрыть последний пролет, требуется уложить восемнадцать 20-метровых балок с точностью до 12 мм. Их доставляют в Витебск по железной дороге из Фаниполя (завод железобетонных мостовых конструкций), где их изготавливают, в том числе по спецзаказу. Работа у строителей спорится – на глазах меняются и очертания подъездных путей к путепроводу, заливаются бетоном последние несущие опоры развязок-«бабочек» (всего их будет возведено 45).
На масштабном объекте площадью 20 га ежедневно по 12 часов трудятся более 200 строителей, задействовано около 30 единиц техники.
С началом работ по благоустройству и отделке путепровода при стабильной плюсовой температуре количество работников вырастет до 300. Позади одни из самых трудоемких этапов стройки – перенос множества коммуникаций, установка главных промежуточных опор, способных выдерживать огромную динамическую нагрузку, в том числе в междупутье – практически без перебоев в движении поездов, вертикальная и горизонтальная планировка десятков тысяч кубометров грунта.
– Ориентировочная готовность объекта – 60%, – уточнил руководитель проекта, начальник отдела технического надзора УКС облисполкома Михаил Казуров.
Но работы еще немало: необходимо сделать мостовое полотно, тротуары, уложить асфальт. Только дорожных ограждений нужно почти 2 километра, 12 тыс. кв. м. облицовочной плитки, около ста осветительных мачт, подсветка. Шесть пешеходных лестниц для подъема на путепровод. Отдельная работа укладка специального шумоизолирующего полотна-ложемента под трамвайные пути. Сварщики и арматурщики «вяжут» его, скрепляя проволочную сетку, фактически вручную. Дорожное полотно путепровода к тому же оборудуется водоотводной системой для ливневых стоков. Сейчас как раз строятся два очистных сооружения, где они будут фильтроваться. Параллельно с нами работают строители из ТТУ – им предстоит продлить на 30 метров трамвайные пути по улице Титова.
Кажется, сама погода помогает строителям. Крайне теплая зима значительно ускорила прокладку инженерных сетей, устройство подпорных стен, насыпей, работы по благоустройству – незамерзший грунт легко поддается технике. К слову, трудоустроится на стройку №1 непросто – здесь работают только опытные мостовики из Витебска, Могилева, Гродно.
– Людей привлекают хорошие заработки, стабильное финансирование и эффективная организация труда, – отметил инженер по охране труда Витебского филиала МСУ №5 ОАО «Мостострой» Вячеслав Кибитлевский. – Я здесь с самого начала строительства, на объекте почти каждый день. Работы очень масштабные, и поэтому большое внимание уделяется безопасности труда. У наших строителей не было травм, и это радует.
Путепровод «Полоцкий» строится надолго, поэтому в проекте многое заложено на перспективу. Например, сейчас завершается возведение тяговой подстанции для электропитания трамваев, она спроектирована так, что там можно будет установить дополнительное оборудование и запустить, например, по улице Ленинградской троллейбусы.
Даже тротуары на путепроводе делают с расчетом, чтобы под ними можно было пропустить дополнительные силовые кабели и связь. Да и сам путепровод на полтора метра выше старого – под ним смогут ходить электрички.
– Проект реализуется с опережением, – подчеркнул Михаил Казуров. – Финансирование стабильно, настрой у строителей боевой. Главное, чтобы погода не подвела, не было длительных сильных дождей или морозов. С такими темпами можно говорить, что через 6-7 месяцев путепровод будет сдан в эксплуатацию.