Репортаж с завода, где создается союзный станок
14.04.2024
Станки — это основное средство производства. Без качественного станочного оборудования невозможно выпустить нужную продукцию, в том числе для машиностроения. Беларусь и Россия в условиях ограничений и санкций оперативно приняли необходимые решения и сегодня активно развивают взаимодействие в станкостроении. Результат совместной работы скоро будет наглядно продемонстрирован. Речь идет о союзном станке. В его разработке активно участвует одно из ведущих в отрасли предприятий ОАО Станкозавод «Красный борец» в городе Орше Витебской области. Здесь побывал корреспондент «СОЮЗа».Здесь работают над производством уникального оборудования, которое позволит заместить импортные аналоги.
От бочки до суперстанка
В просторных, оснащенных новейшим оборудованием цехах сегодня уже ничто не напоминает о стартовой точке заводской истории. А она весьма любопытная. Началом пути Оршанского станкостроительного завода «Красный борец» были механические мастерские, построенные на берегу речки Оршицы в 1900 году здешними мещанами Славинским и Ясинским. Первая продукция мехмастерских — бочки, цистерны, машины и аппараты для мельниц и винокуренных заводов, сельхозинвентарь. Мастерские достаточно быстро развивались и к 1914 году выросли в небольшой завод. Он стал основным металлообрабатывающим предприятием в Орше, которое в 1928-м получило название «Механический и чугуно-литейный завод «Красный борец».
Современную же историю завода принято отсчитывать с 1959 года, когда был разработан и выпущен первый плоскошлифовальный станок модели 3Б71. С этого периода наступила новая эра в истории предприятия — выпуск плоскошлифовальных станков высокой и особо высокой точности. И с тех пор он называется станкостроительным, а продукция «Красного борца» обрела мировую известность. Сегодня тут трудятся 580 человек.
Сделаем и покажем
Интересно, что думают о нынешней ситуации на производстве, его перспективах и кооперации с российскими предприятиями люди «от станка»? Знакомимся: Александр Шинкевич, шлифовщик цеха № 4. Его здесь называют старожилом, на заводе уже более 30 лет.
— Мы не зря называемся «Красным борцом», — говорит Александр Сергеевич. — Были и трудные времена, особенно после распада СССР. Но все это с достоинством выдержали. Сейчас, когда Запад ввел санкции, думали, что тоже будет нелегко. Тем не менее заказов хватает, зарплата хорошая. Руководство наших стран быстро нашло общий язык, и сегодня мы совместно с россиянами работаем над производством уникального оборудования, которое позволит заместить импортные аналоги.
Надолго шлифовщика отвлекать не стал, ведь у рабочих каждая минута на счету. Заняты производством союзного станка, который уже в следующем месяце покажут широкой публике в Москве на выставке «Металлообработка-2024».
— Поверьте, мы сумеем удивить, — уверенно дополняет коллегу фрезеровщик Дмитрий Пахоменко. — Еще пару лет назад трудно было в это поверить, но сегодня своими силами можем выпускать оборудование мирового класса.
О том, каким будет союзный станок и где он востребован, рассказал директор завода Виталий Крутько:
— Мы продемонстрируем круглошлифовальный станок, изготовленный с применением белорусских и российских комплектующих. Тем самым покажем, что можем заместить критический импорт на массовом продукте. Основные базовые детали будут произведены в Беларуси. Это универсальный станок, который востребован на каждом среднем и крупном предприятии. Например, ими можно укомплектовать целые цеха МТЗ.
Рабочее время
В сложившихся геополитических условиях рассчитывать на сотрудничество с западными компаниями «Красному борцу» не приходится. Ставка — на кооперацию с Россией. Об этом директору предприятия напоминают и наручные часы, где на циферблате изображены флаги двух союзных стран. А время сверяется по делам. В сентябре прошлого года Беларусь и Россия подписали дорожную карту по развитию станкостроения. Это придало заводу новый импульс. На развитие этого направления выделено 6 млрд российских рублей.
И сегодня 94 процента экспорта идет в Россию.
— Что касается данной программы, нарабатываются кооперационные связи между предприятиями Беларуси и России по разработке и изготовлению комплектующих так называемого критического импорта, — посвящает в суть дела Виталий Крутько. — Назову лишь несколько позиций: шариковые винтовые передачи, линейные направляющие, системы числового программного управления. Эта работа находится в самом начале. В нынешнем году у нас инвестиционная фаза. Закупаем оборудование для производства винтовых передач, а в следующем году планируем выпустить опытную продукцию и наладить серийное производство.
Кооперация в действии
К слову, белорусские станки не первый год используются на крупнейших российских предприятиях. Поэтому, когда встал вопрос о том, с кем развивать производственную кооперацию, российские производители долго не раздумывали.
— В настоящее время наше предприятие ведет активную работу по поставке шлифовального оборудования на предприятия РФ. Основным рынком сбыта ОАО Станкозавод «Красный борец» за истекший период и по заключенным договорам на 2024 — 2025 гг. являются предприятия Объединенной двигателестроительной корпорации России, — сообщил директор. — Основой продукции этих предприятий являются турбинные двигатели для военных и гражданских самолетов, морских судов, космических ракет. Особенно востребованы станки для шлифования турбинных лопаток, которые в большом количестве используются при изготовлении двигателей как самолетов, так и газогенераторных установок, используемых в энергетическом оборудовании. Понимая остроту вопроса, мы осваиваем выпуск нового для себя типа оборудования — пятиосевых шлифовальных обрабатывающих центров с ЧПУ. Данный вид оборудования в Беларуси ранее не выпускался, однако пользуется спросом у производителей лопаток газовых турбин РФ, не имеющих возможности приобрести импортное оборудование.
В последние два года оршанское предприятие активно сотрудничает с ЗАО «Трансмашхолдинг», крупнейшим в России и одним из крупнейших в мире разработчиком и производителем подвижного состава для железнодорожного и городского рельсового транспорта. Им поставляется шлифовальное оборудование.
— Компания является единственным в России разработчиком и производителем среднеоборотных двигателей, крупным производителем литья для железнодорожного транспорта. Сегодня холдинг производит подвижной состав почти всех существующих типов. В настоящее время изготавливается оборудование по заключенным договорам и ведется проработка перспективных поставок шлифовального оборудования предприятиям холдинга, — доволен результатами сотрудничества Виталий Крутько.
Спросил у директора и о планах по выпуску нового оборудования под брендом «союзный». Виталий Крутько отметил, что в самом скором времени нужда в импорте как на белорусских, так и на российских предприятиях полностью отпадет.
Теги :
Орша,
промышленность,
Союзное государство
Версия для печати