– Когда организовывался центр, мастерами приняли бабушек, чтобы они обучали молодых ткачеству, к тому времени забытому ремеслу. Екатерина Тимофеевна Смажевская собрала кросна, которые нашли в одной из деревень, настроила их, сама на них ткала и готовила остальных. Сегодня уже ее ученики обучают детей и всех желающих, в том числе и туристов, – рассказала о возрождении ткачества в районе начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Лепельского райисполкома Елена Бородейко, которая до нынешней должности 10 лет руководила Центром ремесел.
Несколько ткацких станков по образу имеющегося сделал мастер Николай Другаков. Позже, когда ткачество развилось и надо было выезжать, как говорят, в люди, оказалось, что эти станки в транспорт не влезают, и мастерицы их модернизировали – сделали сборно-разборными. Подобный станок, которому уже перевалило за 100 лет, в Центре ремесел особенно любят и берегут. Этот раритет до сих пор прекрасно работает, подарил его житель района Василий Шкиндер.
Методисты-мастера центра изучают особенности ткачества в разных регионах Беларуси. В отличие, к примеру, от широких гродненских ткацких станков, лепельские кросна поуже, и полотна получаются сшивные посередине.
Традиционный рушник был максимум 30 см шириной, а длина могла быть 2 метра и более.
– В старину говорили, что ткать может любая, а вот заправлять станки не каждая. Были женщины, которые только этим и занимались. Это как программисты сегодня: какой алгоритм заложишь, то и получишь на выходе. Если «программист» ошибся в расчетах, то его оплошность увидишь, когда начнешь ткать, – сказала методист-мастер по ткачеству Светлана Золотухо. Навыки этого ремесла она перенимала от тети Екатерины Смажевской и бабушки Марии Быковой, а теперь научила ткать свою дочь.
Методистом-мастером по ткачеству в Центре ремесел 10 лет отработала Наталья Петухова, подготовила себе смену и уже около 12 лет занимается куклами. На стендах выставочного зала их множество – невесты и замужние, крестьянки и мещанки в традиционных белорусских костюмах Новогрудка, Пинска, Калинкович, Лепеля и других регионов Беларуси.
– Это авторская разработка Натальи Петуховой. Она училась на ткача, но умеет все: вяжет спицами и крючком, вышивает гладью и крестиком, кукол мастерит. У нее золотые руки и отменный вкус. Она моментально заметит ошибку и поможет, если у кого-то что-то не получается, – представила рукодельницу Елена Бородейко.
Талантливый художник Наталья Петухова не раз была отмечена дипломами и наградами.
– Моя мама всю жизнь занималась рукоделием: вязала, шила, ткала, вышивала. Эту любовь передала и мне, – поделилась Наталья Аркадьевна.
Окончив Витебское училище легкой промышленности, она вернулась на малую родину. Работала на различных предприятиях Лепеля и более 20 лет – в Центре ремесел.
– Мне всегда интересно пробовать что-то новое. Поэтому когда мастер по куклам уехала в другой город, я решила испытать себя на этом поприще, – отметила мастерица. – Увлекло!
Все, начиная от вышивки на одежде кукол и заканчивая миниатюрными поясами, Наталья делает вручную.
– Чтобы точно передать детали старинной одежды, приходится посещать музей, искать информацию в различных энциклопедиях, книгах. Сначала делаю методическую разработку: рисую эскиз, пояс, другие элементы. Потом все уменьшаю до кукольных размеров, – рассказала умелица.
У Натальи Петуховой куклы не только в традиционных одеждах, но и обрядовые, куклы-обереги, сувенирные. Все они без лица.
– Когда делаю миниатюры белорусского традиционного строя, для меня главное – показать костюм. А когда создаю народных обрядовых кукол, учитываю древние традиции. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Как правило, самыми ценными оберегами были куклы, выполненные без иглы и ножниц: при их изготовлении ткань старались не резать, а рвать, их так и называли – «рванки». Таких кукол можно делать только с позитивными мыслями, в хорошем настроении: о чем думаешь, на энергетическом уровне закладывается в оберег. Если что-то не идет, то лучше отложить, – пояснила Наталья Аркадьевна.
Благодаря таким людям, как мастера Лепельского Центра ремесел, возрождаются и сохраняются традиции предков. Тканые ими скатерти, рушники, постилки и пояса, а также куклы останутся в наследство потомкам.