...1920-й год. В витебском Народном художественном училище (ныне улица Марка Шагала, дом 5а) Казимир Малевич создает со своими учениками-последователями творческое объединение «УНОВИС» («Утвердители нового искусства»), развивавшее идеи супрематизма. Свое искусство они в прямом смысле выносили на городские улицы и площади, которые активно оформляли к революционным праздникам. Вплоть до 1923 года группа художников УНОВИС превратила маленький провинциальный город в «столицу супрематизма»: гигантские супрематические панно, закрывающие фасады зданий, ткани, знамена, роспись первомайских праздничных трибун, исполненные Малевичем и его учениками, преобразили Витебск. И еще в течение шести лет — до 1925 года включительно, по городу ходили трамваи с росписями Казимира Малевича и его ученицы Нины Коган, сделанные 1 мая 1920 года. Кстати, эскизы теперь хранятся в собрании Третьяковской галереи.
Возродить их и внедрить предложенную почти век назад версию росписи общественного транспорта в современную городскую среду — такая цель руководителя проекта «Историко-культурное наследие УНОВИС — культурный код развития города Витебска» и автора проекта реконструкции исторических росписей трамваев 1920 года Валентины Кирилловой, осуществить которую помогли преподаватель кафедры дизайна Витебского государственного технологического университета Илья Гурко и преподаватель Витебского государственного колледжа культуры и искусств, член Белорусского союза дизайнеров Степан Дроздов. Последователи УНОВИСа разработали свою графическую версию оригинальных эскизов столетней давности, чтобы адаптировать их к трамваям и троллейбусам XXI века с учетом современных требований и с соблюдением технических условий их эксплуатации.
А посвящение художественным практикам авангардного объединения К.Малевича приурочено к Дням Европейского наследия, которые более полувека проходят во всем мире, а в Беларуси — с 1993 года, когда наше независимое государство подписало Европейскую культурную конвенцию. Ежегодно Дни Европейского наследия проходят под разными девизами, нынешний — распространение знаний и культурной истории.
Главная идея — информировать, предоставлять людям доступ к тем объектам наследия, показывать то искусство, которое ежедневно не доступно по каким-то причинам.
Выезд необычных электрических транспортных средств превратился в красивую торжественную церемонию, которая состоялась вчера на 5-й улице Фрунзе, 7, у входа в трамвайное депо, где витебчане и гости уже привыкли видеть композицию: старый витебский трамвайчик и скульптуру первого кондуктора. Перфомансом «Маршрут — УНОВИС» праздник открыли участники народного молодежного театра «Колесо», а напутствовала транспорт по новому «маршруту» заместитель председателя горисполкома Зинаида Королева. Это событие невозможно было бы без поддержки горисполкома и без активного участия коллектива Витебского трамвайно-троллейбусного управления и его руководителя Василия Павлючкова. Как верно заметил Василий Михайлович, история трамвая на протяжении почти 120 лет всегда была тесно связана с историей города. Сегодня парк ВТТУ насчитывает порядка 100 трамваев и 85 троллейбусов, и этими видами общественного электрического транспорта осуществляется более 50 процентов всех городских пассажирских перевозок. На наиболее оживленных маршрутах города будут бегать два необычных трамвая и троллейбус, знакомя пассажиров с эскизами УНОВИСа. На этих транспортных средствах также размещены цитаты из трактатов Казимира Малевича, информация об авторе подлинных эскизов, история их создания и об авторах проекта. А он нацелен, как отметила Валентина Кириллова, на патриотическое отношение витебчан к истории родного города.
Наталья ДРОЗДОВА. Фото Олега КЛИМОВИЧА, «Витьбичи».