Витебский производитель тары из полипропилена ООО
«Альянспласт» намерен увеличить долю экспортируемой в Евросоюз продукции
до 10-15 %.
Амбициозную задачу поставило перед собой руководство предприятия: не снижая уровень поставок на российский и постсоветский рынки (на сегодняшний день это порядка 90% произведенной тары), нарастить объемы экспорта продукции в Евросоюз.
– Если в начале года мы отгружали в ЕС порядка 2-3 %, то сегодня продажи выросли до 7-8%, так что если все сложится, как планируем, то к концу 2016-го выйдем уже на уровень 10-15%, – рассказываетгенеральный директор компании Николай Силинов.
Для того, чтобы «сложилось» есть все предпосылки. Грамотно выстроенная логистика и наработанная клиентская база – через торговые представительства в Литве и Латвии продукция «Альянспласта» успешно реализуется в Норвегии, Дании, Финляндии, Бельгии, Швейцарии и Израиле.
Расширяют и производственные площади: сейчас предприятие реконструирует один из цехов (строительные работы на завершающем этапе), далее в планах – покупка нового оборудования и комплектующих для выпуска пластмассовой тары специально для европейских потребителей.
– В ЕС другие, отличные от наших типы размеров тары. Российский и в целом постсоветский рынок формировался обособлено и то, что мы делаем, не всегда подходит под сложившиеся за рубежом традиции: кому-то необходимо ведерко меньшего диаметра либо большее по высоте. Под свои размеры тары там выстроена логистика, куплено оборудование для фасовки продукции в стандартные объемы. Не стоит забывать и про характерный для европейского рынка консерватизм: не каждый производитель готов отказаться от привычного способа упаковки, пусть даже новая будет гораздо дешевле. К примеру, за все время сотрудничества с зарубежными партерами я лишь однажды услышал от клиентов в Германии, что тара наших размеров отлично подходит, так как будет выделяться своими габаритами и внешним видом на полках в магазинах, – отметил Николай Михайлович.
Иные подходы там и к контролю качества. Поскольку «Альянспласт» является звеном, участвующем в выпуске пищевой продукции (в частности производит тару для нее), новый цех сертифицирован по ХАССПо – глобальной системе, предусматривающей контроль на всех этапах: от изготовления до транспортировки и реализации. Для ее внедрения необходимо исследовать не только свой продукт и методы производства, но применять соответсвующие требования к поставщикам сырья, вспомогательным материалам.
Внедрение строгих международных норм качества на предприятии не только еще один плюс в имидже белорусского производителя, но и расширение вероятных рынков сбыта за рубежом.
Чтобы запустить первую часть производства, ориентированного именно на европейский рынок, на покупку оборудования и оборотные средства нужны серьезные финансовые вливания – около 1,5-2 млн евро. Это будут как собственные, так и кредитные средства, сейчас руководитель ведет переговоры с банковскими организациями.
– Наш постоянный партнер – фирма «Arburg» из Германии – дает нам рассрочку по расчетам на 4 года, основную часть оборудования мы покупаем у них. Также мы работаем с другими поставщиками – «Demag», «Zafir». Так что проблем с закупкой оборудования у нас нет. Вторая не менее серьезная статья расходов – приобретение пресс-форм, периферии, роботов. Все это заказываем в Турции, Польше. В отличие от немцев они не могут себе позволить отсрочки в несколько лет, но полгода предоставляют, – рассказал Николай Силинов.
На приобретении нового, более эффективного оборудования экономить нельзя. Модернизация и автоматизация производства – главные составляющие успешной работы любого предприятия в современных условиях, залог его роста и развития. Именно поэтому на «Альянспласте» решили отказаться от экстенсивного пути развития, набора большего количества людей и роста за счет вала, здесь акцент на автоматизации процессов.
– 20 лет назад мы перерабатывали 10-20 т сырья в месяц, а сейчас – около тысячи тонн. На прежнем оборудовании, чтобы сделать миллион ведерок, закрепить ручки к ним, нужно было 12 литейщиков. Автоматизированные робототехнические комплексы позволили значительно увеличить производительность, один производит 900 тыс. штук в месяц, причем его обслуживают в четыре смены 2 человека, – аргументирует свою позицию Николай Силинов.
Последние два года в численности работников предприятие не прибавляет: здесь трудятся 450 человек. Хотя были определенные периоды, когда «Альянспласт» испытывал дефицит кадров. Проблему решили, открыв производство в Шумилино, там было создано 45 рабочих мест. Сейчас объемы производства растут, но штат остается прежним, автоматизация позволила улучшить условия труда и облегчить монотонный, тяжелый труд литейщиков.
Убедиться в этом нам предложили во время визита в цеха предприятия. Начальник производства ООО «Альянспласт» Владимир Козырев первым делом показывает комфортные комнаты отдыха и приема пищи, просторные раздевалки для рабочих, затем вместе мы переходим на производственный участок, где расположены несколько робототехнических комплексов.
На одном из агрегатов изготавливаются литровые ведерки для пищевой продукции, современный робот также вставляет в них ручки и подсчитывает изделия. Задача литейщика – засыпать материал, следить за качеством и упаковать готовый продукт.
К слову, этот термопластавтомат изготавливает полимерную тару с «впаянной этикеткой».
– Технология in-mold (IML) позволяет нанести этикетку непосредственно в процессе изготовления тары, она вплавляется в стенки емкости или ее крышку в момент формования. В результате образуется единое целое с материалом, из которого выполнена упаковка. Такой способ помогает дольше сохранять первоначальный товарный вид продукции, защищает производителя от подделок, а также сокращает расходы на процесс наклеивания обычных этикеток, – пояснил Владимир Леннардович.
Следит за процессом на этом и еще нескольких комплексах в 1-м цеху литейщица пластмасс Алеся Иванова. Интересно, что униформа девушки больше похожа на медицинскую одежду: к работе можно приступать, только надев, шапочку и перчатки. В изделие не должны попадать даже самые мелкие примеси, вроде ворсинки, иначе оно будет бракованным.
К слову, извлекать выгоду на «Альянспласте» умеют даже из своих отходов. Производственные остатки и не соответствующую требованиям качества тару перерабатывают в другую продукцию, к примеру, в каблуки или подпяточники для обувных предприятий региона. Даже полиэтиленовые пакеты, в которых на предприятие поставляют сырье – полипропилен в гранулах – используют для изготовления упаковки для своей тары.
Наталья Камлёва. Фото Антона Степанищева. «Витебские вести».