Образец оформления перечня табачных изделий, имеющихся в продаже
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ�
части второй пункта 31 Положения о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий»
�Часть вторая пункта 31:
«В витринах, на (в) ином торговом оборудовании не допускается выкладка табачных изделий (их образцов). Информация о табачных изделиях, реализуемых в торговых объектах и объектах общественного питания, может размещаться в виде перечня табачных изделий с указанием их наименования и цены.»
�С 1 июля 2015 года информация об имеющихся в продаже табачных изделиях должна будет доводиться до потребителей путем размещения соответствующих перечней табачных изделий в торговом зале.
� 1.Запрещается осуществлять выкладку табачных изделий в витринах, на (в) ином торговом оборудовании, то есть запрещается размещать табачные изделия в торговом зале магазина, павильона (далее – магазин), в киоске, автомагазине, ином не имеющем торговый зал торговом объекте, в которых в соответствии с законодательством допускается осуществлять розничную торговлю табачными изделиями (далее – киоск), в объекте общественного питания таким образом, чтобы сделать их доступными для обозрения посетителями магазина, объекта общественного питания, а также лицами, находящимися возле киоска.
� При размещении табачных изделий в торговом зале магазина, зале объекта общественного питания их хранение осуществляется в закрытом оборудовании (шкафах, накопителях, ином торговом оборудовании).
� Допускается установка в торговом зале магазинов в местах продажи табачных изделий для улучшения навигации информационных табличек, указателей с обозначением вида табачного изделия «Табак» или «Табачные изделия» без использования каких-либо графических изображений и рисунков.
� Закрытое оборудование (шкафы, накопители, иное торговое оборудование) также могут обеспечиваться информационными табличками.�
� 2. Информация о наличии в продаже в конкретном торговом объекте, объекте общественного питания табачных изделий, доводится до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале магазина, зале объекта общественного питания, в витрине киоска единого перечня имеющихся в продаже табачных изделий (далее – Перечень).
��При оформлении Перечня необходимо выполнить следующие рекомендации:
• Перечень должен быть выполнен на белом фоне листа формата �А 4 либо на электронном носителе (на LCD-панели и др.), ином современном носителе информации;
• Перечень должен быть выполнен буквами одинакового шрифта и размера черного цвета на белом фоне;
• Не допускается использование каких-либо графических изображений, картинок, фотографий и др.;
• Перечень должен содержать наименования зарегистрированных товарных знаков табачных изделий, имеющихся в продаже, размещенных в алфавитном порядке (сначала русскоязычные, затем англоязычные наименования);
• Перечень должен содержать информацию о цене и стране происхождения каждого табачного изделия, имеющегося в продаже;
• При наличии в продаже широкого ассортимента табачных изделий формирование перечня может осуществляться раздельно по видам табачных изделий с указанием вида в заголовке раздела: «сигареты», «сигары», «сигариллы», «курительный табак», «трубочный табак», «табак для кальяна», «нюхательный табак», другие.�
��Важно!
Деление перечня табачных изделий по другим признакам (производителям, ценовому сегменту и т.д.) не допускается.� Рядом с перечнем табачных изделий должна размещаться информация о порядке их отпуска.
Справочно.
� В соответствии с подпунктом 41.1 пункта 41 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания", в месте продажи табачных изделий размещается информация о запрете их продажи несовершеннолетним в возрасте до 18 лет.
� В объектах общественного питания перечень табачных изделий может размещаться в меню.
� 3. По требованию покупателя допускается демонстрация табачных изделий (потребительской упаковки выбранного изделия).
� Кратковременное открытие закрытого оборудования (шкафов, накопителей, иного торгового оборудования), в которых хранятся табачные изделия, с целью пополнения запаса табачных изделий, �демонстрации по просьбе покупателя выбранного табачного изделия не является нарушением законодательства.
��Возможно!
• Открытая продажа курительных принадлежностей, таких как спички, зажигалки, трубки, сигаретная бумага и т.п.;
• Сохранение использования надкассового оборудования для продажи табачных изделий, в случае если на нем отсутствует выкладка товара, а товарный запас закрыт непрозрачным материалом.
�Необходимо помнить!
1.Определение табачных изделий.� В соответствии с подпунктом 1? пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 № 28 "О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий", табачные изделия - продукты, частично или полностью изготовленные из табачного сырья таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья, расфасованные в потребительскую тару (упаковку) для розничной торговли.
��2. Ассортиментный перечень.В соответствии с пунктом 3 статьи 10, пунктом 3 статьи 11 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 года "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь" при организации и осуществлении торговли, общественного питания субъекты торговли и общественного питания вправе определять ассортимент товаров, ассортимент продукции общественного питания.�
� Согласно пункту 3 Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703, ассортиментный перечень товаров разрабатывается и утверждается субъектом торговли для розничного торгового объекта исходя из ассортимента предлагаемых к продаже товаров на основании перечня товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень товаров, утверждаемого Министерством торговли (далее – перечень товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень товаров), в зависимости от вида и типа розничного торгового объекта, наличия торговой площади и ее размера с указанием классов и (или) групп товаров, видов товаров и количества их разновидностей (моделей, размеров, артикулов, сортов и иных разновидностей), которых в таком перечне должно быть не менее, чем в перечне товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень товаров, для соответствующего вида и типа розничного торгового объекта.
� Ассортиментный перечень продукции общественного питания разрабатывается и утверждается субъектом общественного питания для объекта общественного питания исходя из ассортимента предлагаемой к продаже продукции общественного питания на основании перечня продукции общественного питания и товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень продукции общественного питания, утверждаемого Министерством торговли (далее - перечень продукции общественного питания и товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень продукции общественного питания).
� Ассортиментный перечень продукции общественного питания разрабатывается в зависимости от типа и класса объекта общественного питания с указанием видов продукции общественного питания и количества их наименований, видов товаров и количества их разновидностей, которых в таком перечне должно быть не менее, чем в перечне продукции общественного питания и товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень продукции общественного питания, для соответствующего типа и класса объекта общественного питания.
Перечни товаров, подлежащих включению субъектами торговли в ассортиментные перечни товаров для различных видов и типов розничных торговых объектов, установлены постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 08.05.2014 № 20 «О перечнях товаров» (далее – постановление № 20).
� Таким образом, ассортимент предлагаемых к продаже товаров субъект торговли определяет самостоятельно, в ассортиментный перечень товаров для своего торгового объекта в зависимости от его вида и типа, размера торговой площади включает реализуемые классы и (или) группы, виды товаров, количество их разновидностей должно быть не менее, чем в соответствующем перечне товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень товаров, установленном постановлением № 20.
� Субъект торговли вправе реализовывать товары, не включенные в ассортиментный перечень товаров, при условии отсутствия группы и (или) вида, к которым относятся такие товары, в соответствующем перечне товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень товаров, установленном постановлением № 20.
� Перечни продукции общественного питания и товаров, подлежащих включению субъектами общественного питания в ассортиментные перечни продукции общественного питания для объектов общественного питания различных типов и классов, установлены постановлением �Министерства торговли Республики Беларусь от 29.07.2014 № 30 «О перечнях товаров».
Субъект общественного питания вправе реализовывать продукцию общественного питания и товары, не включенные в ассортиментный перечень продукции общественного питания, при условии соблюдения предъявляемых требований.�
��3.Ответственность.�
Открытая выкладка табачных изделий после 1 июля 2015 г. будет являться нарушением законодательства, ответственность за которое предусмотрена частью четвертой статьи 12.26 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
�В соответствии с частью четвертой статьи 12.26 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, нарушение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица установленного порядка реализации табачных изделий, выразившееся в розничной торговле индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом табачными изделиями в местах и формах, в которых в соответствии с законодательными актами она запрещена, а также в продаже табачных изделий несовершеннолетним, влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.