Два года назад в стране появился новый государственный праздник. Он был призван не только напомнить о событиях 1939 года и важности воссоединения западнобелорусских земель с БССР, но и помочь сплотиться нынешнему обществу, уберечь его от раскола под влиянием извне. Поэтому 17 сентября, несомненно, перестало быть лишь датой из учебника истории. Это уже и напоминание о сегодняшних реалиях, о новом уровне нашей государственности.О своем отношении ко Дню народного единства и событиям 1920-30-х годов на встрече в Медиацентре рассказали заместитель начальника главного управления идеологической работы и по делам молодежи облисполкома — начальник отдела по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Анатолий Гуцуляк, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, доктор исторических наук, профессор Игорь Марзалюк, директор Витебского филиала Международного университета «МИТСО», кандидат исторических наук, доцент Ирина Николаева и кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и культурного наследия ВГУ им П. Машерова, лектор областной оргструктуры Белорусского общества «Знание» Ростислав Тимофеев.
В зале и 100 онлайн-студиях присутствовали руководители структурных подразделений облисполкома, представители горрайисполкомов и трудовых коллективов, студенты вузов Витебщины.Независимые, суверенные и счастливые, — такие прилагательные ассоциируются с Днем народного единства у Анатолия Гуцуляка.Он отметил:
— Это самый молодой государственный праздник, но он поистине важен и ничуть не уступает другим значимым датам — таким, как День Победы, День Независимости Республики Беларусь.
А Игорь Марзалюк подчеркнул, что этот день — колоссальный урок и колоссальная память. Депутат и известный историк детально разобрал несостоятельность тезисов, в которых Западная Беларусь рисуется процветающей, а воссоединение территории нашей страны в 1939 году пытаются превратить в захватнические действия. В реальности после Рижского мирного договора большинство белорусских национальных деятелей выступило против польской оккупации. На западных территориях велась партизанская антипольская борьба. А политика, которая проводилась властями — уничтожение белорусских политических партий, закрытие школ, где можно было учиться на национальном языке, — отнюдь не способствовала позитивным настроениям местного населения. Шло целенаправленное уничтожение культуры, языка, национального самосознания — по сути, этнос старались полностью ассимилировать, стереть. Так что поход Красной армии в Западную Белоруссию стал действительно освободительным, как бы некоторые не доказывали обратное.