Несмотря на повышение в современном обществе общей культуры поведения одним из актуальных вопросов остается такое социальное явление, как домашнее насилие.
Чаще всего прямыми жертвами такого насилия являются женщины – жены, матери, сожительницы. Не меньшую психологическую травму в ходе домашнего насилия получают дети, являющиеся непосредственными очевидцами противоправного поведения.
В Республике Беларусь в целях предупреждения домашнего насилия и его пресечения на законодательном уровне закреплена организация работы органов и учреждений по предупреждению насилия в семье, защите прав потерпевших от такого насилия и их реабилитации.
В частности, разработан и действует ряд законодательных актов, закрепляющих систему организации работы органов профилактики по предупреждению домашнего насилия.
Значительную роль в профилактике семейного насилия играет своевременное выявление указанных фактов и привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности.
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) помимо ответственности по ч.1 ст.10.1 КоАП за умышленное причинение телесного повреждения, содержит специальную норму, предусматривающую ответственность также за умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенных в отношении близкого родственника, члена семьи или бывшего члена семьи, если в этих действиях отсутствует состав преступления. Указанные действия квалифицируются по ч.2 ст.10.1 КоАП и влекут применение административного взыскания в виде штрафа в размере до 10 базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
Согласно ст.4.4 КоАП административный процесс по ст.10.1 КоАП может быть начат и ответственность по ней наступает при наличии заявления потерпевшего лица либо его законного представителя о привлечении правонарушителя к административной ответственности. В целях защиты потерпевших независимо от их требования в случаях, установленных ст.4.4. КоАП, административный процесс по таким делам может быть начат прокурором либо по его письменному поручению органов, ведущим административный процесс, а именно органами внутренних дел.
Начатый таким образом административный процесс не подлежит прекращению в случае примирения потерпевшего (законного представителя) с правонарушителем и обеспечивает неотвратимость наказания виновного лица за совершенное домашнее насилие.
Старший помощник прокурора Витебской области по надзору за исполнением законодательства по профилактике преступлений и иных правонарушений И.В. Крюковская