Приемная исполкома
210010, г.Витебск, ул.Гоголя, 6
e-mail: oik@vitobl.by (для деловой переписки)
Телефон: (+375-212) 48-11-55
Факс: (+375-212) 48-11-56

Канцелярия: 
(+375-212) 37-58-11
(+375-212) 37-30-20
Витебский областной исполнительный комитет
Главная > Прокуратура Витебской области  > Новости прокуратуры Витебской области

Без срока давности

16.05.2019

9 мая наша страна отметила очередную годовщину Победы в Великой отечественной войне, уже  семьдесят четвёртую. Ныне живущие почтили память тех, кто отдал свои жизни ради будущих поколений, ради того, чтобы та страшная война была последней на нашей земле. Именно те поколения наших сограждан вынесли на своих плечах все тяготы и ужасы войны – и на фронте, и в тылу. Но в Беларуси была и ещё одна категория населения, пострадавшая от войны и пережившая военные годы под властью агрессора: те, кто жили на оккупированной захватчиком территории, при чём остались жить там не по своему желанию. Просто Красная Армия Советского Союза не смогла их защитить.

Как и во всех странах во время войны эти люди вели себя по-разному: кто-то ушёл в партизаны, в подпольщики, кто-то просто выживал и приспосабливался, а кто-то стал помогать оккупантам. О последних и пойдёт речь.

В Уголовном кодексе БССР 1928 года была статья 65, которая предусматривала ответственность за  способствование каким бы то ни было способом иностранному государству, находящемуся с Союзом ССР в состоянии войны. Данное преступление относилось к категории преступлений против государства или, как они тогда назывались, к контрреволюционным.

Согласно нормам постановления Верховного Совета Республики Беларусь от 06.06.1991 «О порядке реабилитации жертв политических репрессий 20-80 годов в Республике Беларусь» лица, совершившие данное преступление, реабилитации не подлежат, но при условии, что их вина в этом бесспорно доказана материалами соответствующих уголовных дел.

Люди, проживавшие в годы войны на оккупированной территории Беларуси, выживали по-разному.  Именно поэтому многие выходили на работы, организуемые оккупационными властями, вынуждены были под угрозой наказания, вплоть до расстрела, выполнять иные повинности. Но были и другие, кто  сам предлагал свои услуги, проявлял инициативу и рвение, порой даже преданность новой власти.

В отношении последней категории граждан БССР правоохранительными органами  после освобождения территории Беларуси  проводилось расследование и в случае подтверждения их добровольного и инициативного сотрудничества с оккупационными властями они привлекались к уголовной ответственности по указанной выше статье Уголовного кодекса того времени.

Архивы органов государственной безопасности нашей республики хранят немало примеров такого поведения граждан и их последующей ответственности за него. Но были и примеры не надлежащей оценки деяний таких лиц, так сказать, с «перегибом».

При рассмотрении обращения жителя города Витебска о реабилитации его деда и бабки в прокуратуре Витебской области  было установлено, что дед заявителя был необоснованно осужден военным трибуналом в 1945 году за измену родине по статье 63-1 Уголовного кодекса БССР 1928 года, хотя действий, перечисленных в этой статье, он не совершал.

В соответствии с диспозицией статьи 63-1 УК БССР 1928 года изменой родине признавались действия, совершенные гражданами Союза ССР в ущерб военной мощи Союза ССР, его государственной независимости или неприкосновенности его территории, как то: шпионаж, выдача военной или государственной тайны, переход на сторону врага, бегство или перелёт за границу.

Вина осужденного заключалась в том, что он, работая директором детского дома,  выявлял детей еврейской национальности, выдавал их немецким властям, направлял детей на работы в Германию, организовывал профашистскую агитацию в детском доме.

Поэтому прокурором Витебской области приговор военного трибунала в части квалификации действий директора детдома как измены родине был опротестован в порядке надзора в президиум Витебского областного суда, который с доводами протеста согласился и переквалифицировал деяния осужденного на статью 65 УК БССР 1928 года.

Конечно, для внука осужденного, просившего о полной реабилитации своего деда, это не то удовлетворение, которого хотелось, но всё-таки теперь его дед не считается изменником родины, хотя и способствовал в какой-то мере оккупантам.

Но Закон должен быть справедлив, без срока давности.

Старший помощник прокурора области
по надзору за исполнением законодательства
о государственной безопасности
В.Н.Белоус

 

 

Версия для печати