Приемная исполкома
210010, г.Витебск, ул.Гоголя, 6
e-mail: oik@vitobl.by (для деловой переписки)
Телефон: (+375-212) 48-11-55
Факс: (+375-212) 48-11-56

Канцелярия: 
(+375-212) 37-58-11
(+375-212) 37-30-20
Витебский областной исполнительный комитет
Главная > Прокуратура Витебской области  > Новости прокуратуры Витебской области

Об итогах работы по борьбе с коррупцией в Витебской области за 9 месяцев 2016 г.

03.11.2016 Правоохранительными органами Витебской области постоянно проводится  системная работа по  предупреждению и выявлению фактов коррупции.Особое внимание уделяется пресечение преступлений коррупционной направленности.  


Так, в соответствии с действующим Порядком формирования сведений  о  коррупционных  преступлениях,  в  Витебской  области за 9 месяцев 2016 г. учтено 148 коррупционных преступлений, что на 22,3% больше чем в  аналогичном периоде 2015 года, когда было учтено 121  преступление данной категории.

В структуре коррупционной преступности по-прежнему преобладают факты взяточничества (ст. 430-432 УК Республики Беларусь) и хищений путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК Республики Беларусь).

К уголовной ответственности привлечено 106  лиц (9 месяцев 2015 г. – 59), в отношении которых постановлены вступившие в законную силу приговоры суда либо вынесены решения о   прекращении дел  по нереабилитирующим основаниям.

Так,  за совершение хищений  осуждены  директора  УКП «Новополоцкбыт», ЧУТП «Барс-Авто-Лайн», ОАО «Рудаково»,  КУСХП «Зеленка», туристско-оздоровительного ЧУДП «Браславские озера», учебно-спортивного учреждения «Витебская государственная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва  № 1», ОАО «Глубокский агросервис».  

Признаны виновными в получении взяток заместитель начальника Глубокского отделения – начальник Поставского районного производственно-сбытового участка филиала «Энергосбыт» РУП «Витебскэнерго»,  инженер  ДС № 51  АП № 3 г. Орши,  главный инженер ВОУП «Автосервиса и торговли», преподаватель УО «Витебский государственный политехнический колледж.

Например, судом Октябрьского района г. Витебска к 4 годам лишения свободы с конфискацией имущества, с лишением права занимать руководящие должности на 5 лет осужден главный инженер ВОУП «Автосервиса и торговли» Мельцин Л.В., который неоднократно принимал от граждан денежные средства в качестве взяток за благоприятное решение вопросов о прохождении автотранспортными средствами государственного технического осмотра.

По отраслям и сферам деятельности наибольшее количество коррупционных преступлений в анализируемом периоде зарегистрировано в  сфере торговли -  29 коррупционных преступлений, на транспорте – 28 преступления, в области сельскохозяйственного производства - 17 преступлений.  В сфере  государственного управления  совершено 8 преступлений анализируемой категории, сотрудниками правоохранительных органов совершено 5 преступлений.

Наибольшее количество преступлений коррупционной направленности зарегистрировано  в  г. Витебске (38).

По учтенным в области коррупционным преступлениям установлен материальный ущерб на общую сумму 661 414 рубля (сведения приводятся в деноминированных рублях),  из которых возмещено  423 757 рубля (или 64%).  Кроме того по делам наложен арест на имущество на общую сумму  2 293 304 рублей.

Результаты  надзорной деятельности органов прокуратуры области свидетельствуют, что на предприятиях и в  организациях  области имеют место и иные, не влекущие уголовную ответственность, нарушения антикоррупционного законодательства.

Основным мотивом к совершению коррупционных правонарушений остается стремление должностных лиц  к личному обогащению, незаконному получению материальных ценностей. Нередко это вызвано  желанием скрыть недостатки и упущения в работе, избежать материальной и дисциплинарной ответственности, создать видимость экономического благополучия,  выполнить доведенные показатели в работе. Во многом коррупционным проявлениям способствует и низкий уровень трудовой и производственной дисциплины в ряде организаций, отсутствие должной системы контроля её руководителей за служебной деятельностью подчиненных сотрудников.

Органами прокуратуры области проведено более 100 проверок по вопросам исполнения антикоррупционного законодательства. По их результатам внесено более 330 актов надзора, возбуждено 9 уголовных дел. По требованию прокуроров за нарушения законодательства, направленного на противодействие коррупции, 237 должностных лиц привлечено к различным видам ответственности.

В ходе прокурорских проверок выявлялись нарушения порядка осуществления финансового контроля за лицами, обязанными декларировать свои доходы и имущество, а также контроля за соблюдением правовых запретов, установленных в целях разграничения служебных (трудовых) обязанностей и личных, групповых (иных внеслужебных) интересов государственных должностных и приравненных к ним лиц. Имеют место нарушения порядка проведения процедур закупок за счет бюджетных средств и средств предприятий со значительной долей государства в уставных фондах.

К примеру, установлено, что отделом образования, спорта и туризма одного из райисполкомов при заключении ряда договоров на текущий ремонт зданий и помещений детского оздоровительного лагеря предмет закупки был необоснованно разделен, что позволило не проводить конкурентную процедуру закупок. По результатам проверки председателю райисполкома прокурором района направлено представление об устранении нарушений законодательства о закупках. подготовлено письменное поручение соответствующему органу  возбудить административный процесс в отношении начальника отдела образования, спорта и туризма.

Выявлялись прокурорами и нарушения требований законодательства об ограничении по совместной службе в государственных органах близких родственников, а также положений, направленных на предотвращение (урегулирование) конфликта интересов.

Напомним, что частью 1 ст.18 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 «О борьбе с коррупцией» (действует с 24.01.2016) предусмотрен запрет совместного прохождения государственной службы государственными служащими, являющимися супругами, близкими родственниками или свойственниками, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

В соответствии со ст.1 указанного нормативного акта конфликт интересов - ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе).

Согласно ст.21 указанного Закона государственное должностное лицо обязано уведомить в письменной форме своего руководителя, в непосредственной подчиненности которого оно находится, о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, и вправе в письменной форме заявить самоотвод от принятия решения, участия в принятии решения либо совершения других действий по службе (работе), которые вызывают или могут вызвать возникновение конфликта интересов. Руководитель может не принять заявленный государственным должностным лицом самоотвод и письменно обязать государственное должностное лицо совершить соответствующие действия по службе (работе).

По предписанию прокуратуры Витебской области ввиду выявленного конфликта интересов освобождено от занимаемой должности государственное должностное лицо одного из областных контролирующих органов.

Основанием к тому послужило то, что руководитель структурного подразделения и её подчиненная являлись родными сестрами (с разными фамилиями). Вместе с тем мер, предусмотренных вышеприведенными положениями антикоррупционного законодательства, ими, а также руководителем контролирующего органа своевременно принято не было.

Пресекают прокуроры Витебщины и факты нарушения порядка распоряжения государственным имуществом.

К примеру, прокурором Шумилинского района в августе текущего года были опротестованы приказы одного из предприятий, в также решение местного райисполкома, на основании которых сначала в трехкомнатную квартиру, принадлежащую коммунальному предприятию, незаконно вселили гражданина А., а в дальнейшем -  разрешили ему выкупить данную квартиру. По результатам проверки прокурором возбуждено уголовное дело, оценка действиям должностных лиц будет дана в рамках уголовно-процессуального законодательства.

Отдел прокуратуры Витебской области
по борьбе с коррупцией и
организованной преступностью

 

Версия для печати