Проведенный анализ организации работы с обращениями в органах прокуратуры Витебской области показал, что как и в другие годы более трети обращений (37,3% от поступивших) не относились к компетенции органов прокуратуры. Основная масса таких обращений затрагивала вопросы деятельности местных органов власти и их структурных подразделений, а также органов внутренних дел, следственного комитета.
Непосредственно разрешено в органах прокуратуры области более 3 тыс. обращений, из которых более 40% признаны обоснованными и прокурорами по ним принимались меры по восстановлению нарушенных прав и интересов граждан и юридических лиц.
При этом большая часть разрешенных обращений затрагивала вопросы соблюдения законодательства и законности правовых актов (рассмотрено более тысячи таких заявлений).
К сожалению, по-прежнему имеют место случаи, когда потребовалось вмешательство прокуроров для защиты трудовых прав граждан.
Например, в Чашникском районе лишь по предписанию прокурора с бывшим работником одной из строительных организаций произведен окончательный расчет.
Несмотря на то, что работе с населением у нас в стране уделяется пристальное внимание, сотрудник расчетного центра г.Полоцка отказал гражданину в приеме письменного заявления лишь потому, что он обратился в конце рабочего дня (после прокурорской проверки виновное лицо привлечено к ответственности).
Поступающие обоснованные обращения по вопросам нарушения законности при ведении административного процесса, привлечения к административной ответственности свидетельствуют о наличии проблем в данной сфере. Большинство таких обращений касалось несогласия с прекращением дел об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению. В связи с тем, что в ходе рассмотрения указанных жалоб выявлялись факты, когда органом, ведущим административный процесс (в основном органами внутренних дел), проверки проводились неполно, прокурорами постановления о прекращении дел об административных правонарушениях отменялись. Причинами удовлетворения жалоб о несогласии с привлечением к административной ответственности является ненадлежащее выполнение органом, ведущим административный процесс, требований законодательства в части всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств совершения административного правонарушения (в таких случаях незаконные постановления опротестовывались).
Значительная помощь оказывалась прокурорами гражданам и субъектам хозяйствования в защите их интересов в суде. В истекшем году по ходатайствам субъектов хозяйствования прокурорами в экономические суды направлено более 200 исков (заявлений). Также разрешено более 200 обращений физических и юридических лиц о предъявлении прокурорами исков (заявлений) в общие суды, большинство их которых удовлетворено.
Находились в поле зрения прокуроров вопросы соблюдения законности при проведении проверок по заявлениям и сообщениям о преступлениях, расследовании уголовных дел (разрешено более 800 жалоб на действия и решения органов дознания и более 400 на действия следователей СК).
При этом, если значительное поступление обращений по вопросам дознания в ряде случаев обусловлено нежеланием граждан признать тот факт, что в действиях виновных, по их мнению, лиц отсутствует состав уголовно-наказуемого деяния, фактически возникшие отношения носят гражданско-правовой характер и подведомственны суду, то основными причинами поступления обоснованных обращений (более 50 процентов) по-прежнему являются низкое качество и неполнота проводимых органами дознания проверок по заявлениям и сообщениям о преступлениях. Высокая удовлетворяемость обращений данной категории наблюдается практически во всех регионах области, на что следует обратить пристальное внимание руководству территориальных органов внутренних дел.
Причинами поступления обоснованных обращений на действия и решения следователей в основном являются необъективность и неполнота следствия, нарушения уголовно-процессуального законодательства при производстве следственных действий, принятии процессуальных решений. Наибольший процент удовлетворяемости таких обращений в Лиозненском, Бешенковичском, Поставском, Чашникском районах, на что также следует обратить внимание руководителям данных следственных подразделений.
Разрешались в органах прокуратуры обращения, связанные с деятельностью органов уголовно-исполнительной системы и принудительного исполнения, в случае необходимости по ним принимались меры прокурорского реагирования.
Например, по предписанию прокурора г.Новополоцка гражданке возвращены необоснованно списанные ОПИ г.Новополоцка со счета денежные средства, которые причитались ей в качестве алиментов на несовершеннолетних детей.
Уделялось прокурорами внимание организации и проведению личных приемов (в 2023 году принято 4,8 тыс. человек, около 800 из них - в ходе выездных приемов). Также прокурорские работники на постоянной основе принимали участие в работе общественных приемных при исполкомах, совместных приемах граждан с профсоюзами. Поступающие на личных приемах обращения касались различных вопросов, в случае необходимости гражданам разъяснялось действующее законодательство, предлагалось изложить свои доводы в письменном виде.
К примеру, по поступившему в прокуратуру Сенненского района в ходе личного приема обращению одной из жительниц района, прокурором оказано содействие в обеспечении ее продуктами питания для детей первых двух лет жизни, доставка которого была возложена на Сенненский филиал облпотребсоюза.
Заместитель начальника организационно-контрольного отдела прокуратуры Витебской области С.Л. Зайцева