Результаты надзорной деятельности в сфере соблюдения антикоррупционного законодательства свидетельствуют об увеличении количества выявляемых случаев нарушений государственными должностными лицами запретов и ограничений, установленных Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией».
Подписывая письменное обязательство, государственное должностное лицо ставится в известность о правовых последствиях неисполнения изложенных в нем требований, которые, в том числе, предусматривают привлечение к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности в порядке, установленном законодательством.
Так, согласно п. 5-1 ст. 47 Трудового кодекса нарушение работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией, совершения правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения является дополнительным основанием для увольнения по дискредитирующим основаниям.
Прокурорами наиболее часто выявляются факты осуществления государственными должностными лицами предпринимательской деятельности, а также осуществление иной оплачиваемой работы категорией лиц, для которых законодательством прямо предусмотрен на это запрет.
Например, прокуратурой Полоцкого региона установлено, что подобные нарушения в части осуществления иной оплачиваемой работы допускались должностными лицами одного из предприятий региона, оказывающего услуги в сфере агропромышленного комплекса. В частности, отдельными работниками допускалось незаконное совмещение по основному месту работы с оказанием услуг по договорам подряда сторонним организациям. В результате такого совмещения работниками получен доход на сумму свыше 20,0 тыс. рублей.
Прокуратурой области установлено, что начальник участка одного из хозяйственных обществ, являющийся в силу занимаемой должности государственным должностным лицом, параллельно был зарегистрирован как индивидуальный предприниматель и осуществлял деятельность в сфере ремонта оборудования, за что на систематической основе получал выручку. Всего с нарушением запрета лицом был получен доход в сумме свыше 80,0 тыс. рублей.
Здесь следует отметить, что согласно ст. 40 Закона о борьбе с коррупцией денежные средства, предоставленные государственному должностному лицу в нарушение законодательства о борьбе с коррупцией, подлежат перечислению им в республиканский бюджет. В случае отказа возмещения денежных средств в добровольном порядке, они подлежат взысканию принудительно в судебном порядке.
Таким образом, умышленное либо по незнанию игнорирование установленных антикоррупционным законодательством ограничений и запретов может повлечь неблагоприятные материальные последствия не только в виде лишения работы или привлечения к административной ответственности, но также и возврата государству незаконно полученных денежных средств.
Старший прокурор отдела по борьбе с коррупцией и организованной преступностью
Виктория Кржесинская