Приемная исполкома
210010, г.Витебск, ул.Гоголя, 6
e-mail: oik@vitobl.by (для деловой переписки)
Телефон: (+375-212) 48-11-55
Факс: (+375-212) 48-11-56

Канцелярия: 
(+375-212) 37-58-11
(+375-212) 37-30-20
Витебский областной исполнительный комитет
Главная > Прокуратура Витебской области  > Новости прокуратуры Витебской области

Правила для контролеров

15.06.2016

16.10.2009 Главой государства был издан Указ №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», направленный на кардинальное сокращение количества проводимых в нашей стране проверок и создание системы упреждающего контроля, не препятствующей реализации деловой активности и инициативы субъектов хозяйствования.

С момента издания Указа прошло значительное время. Как сегодня на практике реализуются его нормы? Какие имеются проблемы во взаимоотношениях проверяющих и проверяемых? Насколько рационально используются новые механизмы контроля? Соблюдаются ли требования Указа должностными лицами самих контролирующих органов?

Об этом шел конструктивный разговор на совместном заседании коллегий прокуратуры области и Комитета государственного контроля Витебской области, куда были приглашены основные контролирующие и надзорные структуры.

С одной стороны, за время действия Указа удалось изменить практику планирования проверок, навести порядок в сроках проведения контрольных мероприятий и повысить их результативность.

С другой стороны,  не всеми контролирующими и надзорными органами обеспечивается в полном объеме выполнение Указа №510, допускаются ошибки и просчеты, обусловленные как объективными, так и субъективными факторами.

К сожалению, до настоящего времени не задействованы все имеющиеся резервы для сокращения проверок. Требуется принятие дополнительных мер, направленных на усиление взаимодействия контролирующих и правоохранительных органов при проработке вопросов о назначении проверок по поручениям правоохранительных органов. Нуждается в оптимизации количество выходов на внеплановые тематические, оперативные и иные контрольные проверки. Следует расширить практику проведения мониторингов.

Отмечается большая проверочная нагрузка на некоторые предприятия и организации области (в ряде случаев 40 и более проверок в год), что в целом может негативно влиять на предпринимательскую активность этих субъектов хозяйствования.

В области проводится значительное количество контрольных проверок (назначаемых согласно Указу № 510 для проверки устранения проверяемым субъектом нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки) при наличии возможности изучения полноты выполнения вынесенных предписаний об устранении нарушений в ином порядке, в том числе в ходе мониторингов (территориальные органы МЧС, Минздрава, Минприроды, Госинспекция труда, инспекция Гостехнадзора).

При исполнении координационных планов допускаются нарушения в части не представления в Комитет государственного контроля  уведомлений об исключении из координационных планов проверок, необходимость в проведении которых отпала (Ушачский райисполком, РГОО «БФСО «Динамо», управление антимонопольной и ценовой политики облисполкома, Витебский облпотребсоюз).

Не всеми контролирующими органами соблюдаются сроки направления уведомлений о проведении плановых проверок.

Не обеспечивается в полном объеме принятие необходимых мер по пресечению и предупреждению фактов нарушений законодательства вследствие некачественного и (или) поверхностного изучения проверяющими отдельных подлежащих проверке вопросов (ГУВК облисполкома).

Не исключены случаи нарушения процедуры рассмотрения возражений на акты (справки) проверок и порядка внесения в данные документы изменений, что нарушает права проверяемых организаций.

Не всегда в актах проверок отражаются все предусмотренные Указом № 510 сведения (ГУВК, фонд «Витебскоблимущество», главное финансовое управление облисполкома, главное управление Минфина по Витебской области), что имеет существенное значение, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 6.11 ПИКоАП такие акты проверок не могут быть признаны источником доказательств в рамках ведения административного процесса.

В ряде случаев отсутствует должный контроль за устранением проверяемым субъектом нарушений законодательства, выявленных в ходе проверки, допускаются нарушения при привлечении виновных лиц к административной ответственности (учреждение «НИЦ Витебского областного управления МЧС Республики Беларусь», Витебский ГОЧС, инспекция Госстройнадзора, ИМНС по Витебскому району).

Установлены факты непринятия должных мер по возмещению причиненного нарушениями законодательства вреда, отсутствия должного взаимодействия контролирующих ведомств с органами уголовного преследования и органами, ведущими административный процесс.

 Отдельными контролирующими органами не обеспечивается соблюдение требований законодательства при организации и проведении контрольных мероприятий в форме мониторингов (Витебский и Новополоцкий горисполкомы, Чашникский и Шумилинский райисполкомы, инспекция Госстройнадзора), в том числе в части принятия решения на проведение мониторинга не уполномоченными на то лицами, невручения рекомендаций по результатам мониторинга, привлечения к административной ответственности субъекта без предоставления возможности устранения нарушений, оформления результатов мониторинга.

Выявлены случаи невыполнения контролирующими и надзорными инстанциями возложенных законодательством обязанностей по внесению в установленные сроки в интегрированную автоматизированную систему контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь всех предусмотренных сведений о результатах проведенных проверок (ГУВК облисполкома, Витебское ПЛХО, Городокский РОЧС, облпотребсоюз, инспекция Гостехнадзора, ИМНС по Первомайскому району г.Витебска).

По-прежнему допускаются нарушения при внесении сведений о проведении проверок в книги учета проверок а также, внесения записей о выданных предписаниях в соответствующие книги учета.

В выступлениях прокурора области Дыско Г.И., председателя Комитета государственного контроля Зарянкина В.В., других должностных лиц подчеркивалось, что контролирующие и надзорные органы должны организовывать и проводить проверки в строгом соответствии с Указом №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Стремиться обеспечить максимальную объективность и профилактическую направленность проводимых мероприятий, добиваться фактического устранения выявленных нарушений законодательства, возмещения причиненного ущерба.

По результатам обсуждения указанного вопроса коллегиями принято соответствующее решение, исполнение которого взято на контроль.

В совместном заседании коллегий принял участие и выступил начальник управления по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов Генеральной прокуратуры Республики Беларусь Мальцев А.В.

Начальник организационно-контрольного отдела И.Н.Богачев

Прокурор организационно-контрольного отдела С.А. Старовойтова

Версия для печати