Приемная исполкома
210010, г.Витебск, ул.Гоголя, 6
e-mail: oik@vitobl.by (для деловой переписки)
Телефон: (+375-212) 48-11-55
Факс: (+375-212) 48-11-56

Канцелярия: 
(+375-212) 37-58-11
(+375-212) 37-30-20
Витебский областной исполнительный комитет
Главная > Прокуратура Витебской области  > Новости прокуратуры Витебской области

Прокуратурой области изучена судебная практика по жалобам на действия судебных исполнителей

23.01.2018 Порядок обжалования постановления, действий (бездействия) судебного исполнителя, а также постановления, действий (бездействия) руководителя органа принудительного исполнения, связанных с непосредственным исполнением исполнительных документов, установлен ст. ст.124-127 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» (далее – Закон). Жалоба на действия судебного исполнителя подается в порядке подчиненности соответственно руководителю органа принудительного исполнения, жалоба на действия начальника отдела принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, - вышестоящему руководителю органа принудительного исполнения, а в случае несогласия с их решением - в суд.

В силу ст. 127 Закона жалобы на постановления судебного исполнителя, а также на постановления руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, могут быть поданы в течение десяти дней со дня получения соответствующих постановлений судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения. Жалобы на действия (бездействие) судебного исполнителя, а также на действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, могут быть поданы в течение десяти дней со дня совершения этих действий (установления факта бездействия) либо со дня, когда лицо, подающее жалобу, не извещенное о времени и месте совершения таких действий, узнало или должно было узнать об их совершении.

В случае пропуска срока на обращение в суд по уважительной причине, он может быть восстановлен судом.

Жалобы должны соответствовать требованиям, установленнымст. 126Закона. При этом в жалобе должны быть также указаны сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого обжалуются постановление или действия (бездействие), к ней прилагаются документ, подтверждающий направление копии жалобы судебному исполнителю, руководителю органа принудительного исполнения, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются (опротестовываются), и другой стороне исполнительного производства, или иные документы, подтверждающие их направление, а также копия обжалуемого постановления, вынесенного судебным исполнителем и полученного взыскателем или должником. Руководитель органа принудительного исполнения возвращает жалобу без рассмотрения, если, в частности, не соблюдены ее форма и содержание (ч. 2,5 ст. 126,абз. 3 ч. 1 ст. 129 Закона).

В соответствии с ч.4 ст. 48,  ч.1.ст. 360-3 ГПК, и в силу ч.2 ст.132 Закона жалобы на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также на постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, подаются в суд по месту нахождения соответствующего органа принудительного исполнения.

Изучение дел показало, что имеют место случаи неправильного определения заявителями подсудности, поскольку месторасположение ОПИ не всегда соответствует месту совершения исполнительных действий, в связи с чем в соответствии с п.1 ст. 246 ГПК суды отказывали в возбуждении дела.

Без рассмотрения оставлено 20% жалоб ввиду несоблюдения заявителями предварительного досудебного  порядка обжалования.

Более 50% рассмотренных по существу жалоб были признаны обоснованными в связи с нарушениями судебными исполнителями законодательства.

Например, жалоба должника была признана обоснованной, поскольку вопрос о прекращении исполнительного производства судебный исполнитель рассмотрел без надлежащего  извещения и в его отсутствие.

Жалоба должника на действия судебного исполнителя, включившего в акт описи и ареста имущество, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам согласно перечню Приложения к Закону, также признана судом обоснованной.

Из жалоб на постановления о приостановлении, об окончании исполнительного производства, о возврате исполнительного документа следует, что заявители расценивают указанные действия судебных исполнителей как бездействие.

Вместе с тем, бездействие судебного исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия, направленные на полное и своевременное исполнение требований исполнительного документа, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

Следует иметь в виду, что за рассмотрение жалоб на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя должна уплачиваться государственная пошлина по ставке согласно подп. 2.3 п. 2 Приложения 14 к Налоговому кодексу Республики Беларусь в размере 1 базовой величины.

Начальник отдела по надзору за
соответствием закону судебных
постановлений по гражданским делам
старший советник юстиции Ирина Титкова

 

 

 

 

 

Версия для печати