В рамках реализации требований Директивы Президента Республики Беларусь от 04.03.2019 № 7 «О совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства» исполнительным и распорядительным органам поручалось обеспечивать оказание услуг по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту жилых домов, санитарному содержанию вспомогательных помещений жилых домов, техническому обслуживанию лифтов, обращению с твердыми коммунальными отходами, а также оказание дополнительных жилищно-коммунальных услуг и выполнение работ по объектам благоустройства населенных пунктов на конкурентной основе.
Однако проведенный прокурорами анализ показал недостаточную готовность местных исполнительных и распорядительных органов, подведомственных предприятий к работе по созданию конкурентной среды.
Одной из причин этого является неэффективная проработка условий проводимых конкурсов. Зачастую, конкурсные лоты включают в себя значительный объем предлагаемых работ (охватывающих территорию всего района, города), по сути, предполагаемых к выполнению исключительно государственными организациями ЖКХ, что, в свою очередь, исключает возможность участия потенциальных негосударственных подрядчиков, являющихся, в основном, субъектами малого предпринимательства.
Подобные нарушения выявлены на территории г. Витебска, а также в Бешенковичском, Докшицком, Лепельском, Миорском, Оршанском, Полоцком, Россонском, Толочинском, Ушачском, Чашникском, Шарковщинском районах.
Прокурорами выявлены системные нарушения при осуществлении районными исполнительными комитетами закупок жилищно-коммунальных услуг, касающиеся, прежде всего, неправильного применения законодательства при наличии полного или частичного финансирования за счет средств бюджета.
Зачастую, при осуществлении закупок жилищно-коммунальных услуг, вместо подлежащего применению законодательства о госзакупках, либо в сфере строительства, заказчиками неправомерно проводились конкурсы с применением норм Положения о порядке проведения конкурсов на оказание жилищно-коммунальных услуг (выполнение работ), предоставляемых на конкурентной основе, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 826 от 02.12.2019.
Нередко в рамках проведения одной процедуры, состоящей из нескольких лотов, осуществлялась закупка различных услуг ЖКХ с разными источниками финансирования: за счет местных бюджетов и за счет средств населения (отчислений).
Нарушения подобного рода допущены Бешенковичским, Докшицким, Лепельским, Оршанским, Полоцким и Ушачским райисполкомами.
Прокурорами выявлены и иные нарушения в сфере закупок, такие как: ограничение доступа участников к процедуре закупки, нарушение в определении заказчиком критериев оценки предложений участников, необоснованное сокращение срока для подготовки и подачи предложений участниками, ненадлежащее формирование документации, предъявление необоснованных требований к квалификационным данным участников, несвоевременное либо неразмещение информации о результатах процедур в открытом доступе.
Приведенные факты создают предпосылки для коррупционных проявлений, повышают коррупционные риски, поскольку препятствуют добросовестной конкуренции среди поставщиков товаров (работ, услуг), противоречат требованиям ст. 15 Закона «О борьбе с коррупцией» в части соблюдения порядка выбора поставщика для государственных нужд.
В силу ч. 1 ст. 25 Закона «О борьбе с коррупцией» нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом порядка проведения процедур закупок, является правонарушением, создающим условия для коррупции.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой области в Витебский облисполком внесено представление с требованием принятия дополнительных организационно-практических мер, направленных на устранение нарушений законодательства о борьбе с коррупцией, а также причин и условий, им способствующих.
Отдел по
борьбе с коррупцией
и
организованной преступностью
прокуратуры
области