Приемная исполкома
210010, г.Витебск, ул.Гоголя, 6
e-mail: oik@vitobl.by (для деловой переписки)
Телефон: (+375-212) 48-11-55
Факс: (+375-212) 48-11-56

Канцелярия: 
(+375-212) 37-58-11
(+375-212) 37-30-20
Витебский областной исполнительный комитет
Главная > Прокуратура Витебской области  > Новости прокуратуры Витебской области

В Будапеште обсудили проблемные вопросы коррупционных проявлений

17.11.2016 17-18 октября 2016 г. в г.Будапеште (Венгрия) в рамках реализации концепции сотрудничества Совета Европы и Восточного партнерства состоялся семинар на тему «Защита осведомителей о коррупции».

В мероприятии, которое является неотъемлемой частью проекта «Борьба с коррупцией и легализацией («отмыванием») денег. Способствование надлежащему государственному управлению», приняли участие представители Германии, Армении, Азербайджана, Грузии, Молдовы, Украины, Ирландии, Чехии, Республики Беларусь.

В ходе семинара юристы поделились национальными наработками в части закрепления на законодательном уровне механизмов противодействия коррупционным проявлениям, обсудили актуальные вопросы применения на практике положений антикоррупционного законодательства.

Беларусь представляли старший прокурор управления Генеральной прокуратуры Боровский А.Г., начальник отдела Министерства по налогам и сборам Ковалевский А.В. и начальник отдела прокуратуры Витебской области Лапковский Е.А., которые в своих выступлениях, в частности, отметили, что коррупция в нашей стране признана одной из угроз национальной безопасности государства, в связи с чем  все субъекты власти и гражданского общества нацелены на эффективное противодействие этому явлению.

В республике сформирована сбалансированная система борьбы с коррупцией на всех управленческих уровнях и в отраслях экономической деятельности, которая базируется на национальной модели развития государства и соответствует международным стандартам.

Правовое регулирование деятельности по борьбе с коррупцией в настоящее время основывается на Конституции,  ряде актов законодательства, а также международных договорах. Так, антикоррупционные нормы предусмотрены в Уголовном кодексе, Кодексе об административных правонарушениях,  Гражданском и Трудовом кодексах, законах «О государственной службе в Республике Беларусь», «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения», «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» и др.

Основой антикоррупционного законодательства является Закон «О борьбе с коррупцией», который вступил в силу в конце января текущего года. Это четвертый по счету антикоррупционный закон с момента образования нашего государства.

Предыдущие законы о борьбе с коррупцией показали  свою эффективность, что подтверждается отсутствием в республике системных проявлений коррупции. Вместе с тем, выполняя свои международные обязательства, а также учитывая необходимость реагирования на новые коррупционные факторы и угрозы, Республика Беларусь принимает меры по дальнейшему совершенствованию антикоррупционного законодательства.

Именно на органы прокуратуры возложена ответственность за организацию борьбы с коррупцией и координацию деятельности в данной сфере всех государственных органов и организаций, институтов гражданского общества.

Неподдельный интерес у участников семинара вызвали доклады  представителей Беларуси об основных новеллах «нового» Закона «О борьбе с коррупцией», которые направлены на внедрение профилактических механизмов, призванных минимизировать «привлекательность» совершения коррупционных деяний и исключить предпосылки для коррупционного поведения.

В частности, введен запрет на трудоустройство в качестве государственных служащих работников, ранее совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий, который не зависит от факта погашения судимости, т.е. носит бессрочный характер.

В целях расширения правовых последствий привлечения к уголовной ответственности закреплен механизм лишения права на пенсионное обеспечение, предусмотренное законодательством о государственной службе.

Отдельно белорусские прокуроры остановились на освещении впервые введенного в национальное законодательство гражданско-правового механизма изъятия по решению суда имущества, в отношении которого не представлены доказательства его приобретения на законные доходы.

Для усиления контроля за расходами высокопоставленных должностных лиц в новом Законе расширен перечень сведений о доходах и имуществе, подлежащих декларированию такими должностными лицами.

Предусмотрены иные механизмы, которые предоставляют возможность ежегодно контролировать состояние активов должностных лиц, а в случае их внезапного увеличения - обеспечить реальную возможность проверки пояснений об источниках доходов. Это обязанность давать пояснения об источниках доходов, декларировать сведения о долях в уставных фондах и акциях хозяйственных товариществ и обществ независимо от их стоимости.

Еще одной законодательной новеллой является дополнение системы мер по борьбе с коррупцией общественным контролем в виде  участия граждан и общественных объединений в разработке и обсуждении проектов нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией, участия в деятельности созданных в государственных органах и организациях комиссий по противодействию коррупции, заседаниях коллегий государственных органов, проведения  социологических опросов.

В свою очередь представители других государств поделились своим опытом, приобретенным с учетом специфики представляемых ими органов.

В частности, от Украины были приглашены должностные лица как «привычного» нам МВД, так и таких относительно новых образований как Антикоррупционное бюро и Агентство по предупреждению коррупции.

О новациях в реализации антикоррупционной политики в Армении рассказал один из пяти членов Комиссии по этике высших должностных лиц, в компетенцию которой входят вопросы декларирования, проверки реального имущественного положения чиновников,  а также оценки потенциально дискредитирующих власть действий (поступков), ставших известными общественности.

Эксперты Совета Европы, представляющие Ирландию, Германию и Чехию, подробно остановились на вопросах, касающихся защиты осведомителей о коррупции. Ими приведены примеры закрепления в европейском законодательстве механизмов, стимулирующих граждан сообщать об известных им фактах коррупционных проявлений, а также не позволяющих в дальнейшем применять к ним ответные «карательные» меры.

Рабочими языками семинара были определены русский и английский языки. Четкая работа синхронных переводчиков, а также аудио- и видеооборудование предоставленного в распоряжение участников семинара конференц-зала DanubiusHotelHELIAпозволили свободно общаться несмотря на языковые барьеры, понимать и быть понятыми в режиме «он-лайн».

Никого не оставил равнодушным и прекрасный Будапешт, разделенный могучим Дунаем с севера на юг на две части: гористую величественную Буду и равнинный старинный Пешт. 

Неповторимая архитектура монументального Парламента, Будайской крепости, замка Вайдахуняд, мостов, бульваров и площадей венгерской столицы – навсегда запомнятся участникам семинара, а полученные в ходе общения с коллегами знания – помогут в дальнейшей работе во благо белорусского народа.   

Отдел по борьбе с коррупцией и организованной преступностью прокуратуры области.

Версия для печати