Выборы 2025
Приемная исполкома
210010, г.Витебск, ул.Гоголя, 6
e-mail: oik@vitobl.by (для деловой переписки)
Телефон: (+375-212) 48-11-55
Факс: (+375-212) 48-11-56

Канцелярия: 
(+375-212) 37-58-11
(+375-212) 37-30-20
Витебский областной исполнительный комитет
Главная > Прокуратура Витебской области  > Новости прокуратуры Витебской области

В УВД Витебского облисполкома с участием прокуратуры Витебской области проведено межведомственное совещание

26.12.2022  В УВД Витебского облисполкома с участием прокуратуры Витебской области проведено межведомственное совещание по вопросу применения абзаца 4 части 1 статьи 4 Закона Республики Беларусь «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» (далее – Закон).

Заместитель начальника УВД Алексей Шахович в своем выступлении отметил, что органы внутренних дел, реализуя требования Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», проводят комплекс мероприятий по направлению в ЛТП граждан, страдающих хроническим алкоголизмом, нарушающих общественный порядок; трудоспособных и неработающих, ведущих асоциальный образ жизни; лиц, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, нарушающих трудовую дисциплину. Однако при рассмотрении таких дел в судах не всегда требования органов внутренних дел удовлетворяются. Имеют место факты, когда после отказа суда в направлении гражданина в ЛТП, он снова в нетрезвом состоянии совершает административные правонарушения, в связи с чем приходится проводить работу по подготовке материалов суд, что влечет неоправданные затраты времени и средств. Обратил внимание на проблемные вопросы подготовки материалов о направлении в ЛТП трудоспособных неработающих граждан, ведущих асоциальный образ жизни, которые препятствуют своевременному и надлежащему рассмотрению их в суде отметил, что участие прокуроров в рассмотрении гражданских дел данной категории обеспечило бы более высокий уровень соблюдения законности и защиты прав граждан.

О судебной практике по делам данной категории доложил заместитель председателя Витебского областного суда Олег Федоров, который отметил, что причинами отказа в направлении в ЛТП трудоспособных неработающих граждан стали ошибки, допущенные постоянно действующими комиссиями по координации работы по содействию занятости населения при принятии решения о необходимости направления трудоспособного неработающего гражданина, ведущего асоциальный образ жизни, в ЛТП, без учета всех установленных законодательством ограничений. Кроме того выразил мнение и необходимости участия прокуроров по делам указанной категории в целях обеспечения надзора за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением действующего законодательства органами внутренних дел.

В межведомственном совещании приняла участие начальник отдела по надзору за соответствием закону судебных решений по гражданским делам прокуратуры Витебской области Ирина Титкова, которая отметила особое значение данной меры профилактики правонарушений в отношении лиц, нарушающих общественный порядок в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических и других одурманивающих средств, трудоспособных неработающих граждан, ведущих асоциальный образ жизни.

Несмотря на выполнение всех требований Закона в ходе подготовки материалов, органами внутренних дел не всегда представляются в суд доказательства, с достаточностью свидетельствующие о целесообразности изоляции того или иного гражданина в ЛТП, в связи с чем имеют место факты вынесения судами решений об отказе в удовлетворении требований ОВД. Принимая во внимание, что в соответствии со ст. 393-9 ГПК дела о направлении граждан в ЛТП рассматриваются судами с обязательным участием представителя ОВД и гражданина, заявление о направлении которого в ЛТП рассматривается судом, представителям ОВД необходимо более активно представлять доказательства, подтверждающие факты, изложенные в заявлениях. В рассмотрении этих дел могут участвовать также представители организаций, члены семьи гражданина, иные граждане, являющиеся свидетелями поведения лица, в отношении которого рассматривается вопрос направления в ЛТП. Зачастую по таким делам суду представляются лишь письменные доказательства, свидетели в суд не приглашаются.

Указанные дела в основном рассматриваются без участия прокуроров. Однако в силу ст.61 Закона надзор за точным и единообразным исполнением законодательства о направлении граждан в лечебно-трудовые профилактории и нахождении в них осуществляют Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры. Кроме того, руководствуясь ч.2 ст.81 ГПК, прокуроры вправе вступить в дело по собственной инициативе. Учитывая большую значимость такой профилактической меры, как изоляция в ЛТП лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и другими одурманивающими средствами, нарушающих общественный порядок и ведущих асоциальный образ жизни, прокуроры принимают участие в рассмотрении таких дел в выездных судебных заседаниях. ОВД не лишены возможности информирования прокуроров о подготовленных в суд материалах и необходимости обеспечения участия в рассмотрении этих дел судом.

Кроме того, Ирина Титкова обозначила проблемные вопросы исполнения судебных решений об ограничении в дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками и ставящих семью в трудное материальное положение. На основании решений судов, лицам, ограниченным в дееспособности, назначаются попечители из числа членов семьи (матери, супруги). Однако в дальнейшем никакой профилактической работы с данными лицами не проводится, если они не состоят на профилактической учете в соответствии с требованиями ст. 28 Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».

Попечители, на которых возложены обязанности по распоряжению доходами члена семьи, ограниченного в дееспособности,  остаются один на один с лицами, злоупотребляющими спиртными напитками, что может привести к угрозе жизни и здоровью попечителя и других членов семьи. Представляется, что в силу своих служебных обязанностей, в целях профилактики домашнего насилия участковые инспекторы обязаны систематически посещать такие семьи, проводить профилактические беседы с ограниченно дееспособными лицами. С такими заявлениями в суды в основном обращаются прокуроры, которые могут уведомлять органы внутренних дел о решении суда об ограничении дееспособности гражданина, злоупотребляющего спиртными напитками. При этом прокуроры также обязаны в рамках своих полномочий осуществлять  профилактическую работу с лицами, ограниченными в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками. Кроме того, представляется необходимым включение таких лиц в перечень статьи 28 Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».

Участники совещания обменялись мнениями по вопросам взаимодействия органов внутренних дел, постоянно действующих комиссий по координации работы по содействию занятости населения, созданных районными (городскими) исполнительными комитетами (местными администрациями), органов прокуратуры. По итогам межведомственного совещания принято соответствующее решение.

 

Начальник отдела по надзору за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам И.Н.Титкова 

Версия для печати