Противодействие распространению наркотических средств и психотропных веществ является одним из важнейших направлений деятельности системы правоохранительных органов, а также других государственных структур, общественных формирований.
В целях предупреждения и пресечения правонарушений в этой сфере всеми заинтересованными ведомствами принимаются конкретные меры организационного, правового и медицинского характера, связанные с выявлением каналов поставки наркотических средств, привлечением виновных лиц к ответственности, организацией профилактической работы и оказанием специализированной медицинской помощи.
Комплексный подход в указанной сфере позволил обеспечить в текущем году стабильную оперативную обстановку в данном направлении. Отмечается снижение числа зарегистрированных преступлений по линии незаконного оборота наркотиков, количества граждан, состоящих на учетах в наркологических службах.
Вместе с тем, проблема распространения наркомании по-прежнему носит актуальный характер и требует более активной позиции всех субъектов профилактики, тесной координации усилий государственных органов, общественных формирований по предупреждению незаконного потребления наркотиков.
В отдельных регионах области принимаемые меры по противодействию незаконному обороту наркотиков не всегда адекватны складывающейся ситуации на местах, не учитывается уровень и динамика преступности, запланированные региональными комплексными планами мероприятия в ряде случаев не исполняются либо выполняются формально (Верхнедвинский, Дубровенский, Сенненский, Чашникский, Поставский, Полоцкий районы).
Не везде налажено четкое взаимодействие территориальных отделов внутренних дел и наркологических служб при осуществлении профилактической работы с наркозависимыми лицами.
Имеют место факты формализма при организации работы по предупреждению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, в учреждениях образования области (г.Витебск, Оршанский район).
Недостаточно применяется такая мера профилактического характера, как направление наркозависимых лиц в лечебно-трудовые профилактории.
Нуждается в улучшении деятельность ГО-РОВД по выявлению преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, в том числе связанных со сбытом.
Со стороны сотрудников милиции имеют место нарушения законодательства при подготовке дел об административных правонарушениях, связанных с потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, составлении по ним процессуальных документов. При повторном совершении правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 17.3 КоАП Республики Беларусь, не всегда дается оценка наличия в действиях виновных лиц состава преступления, предусмотренного ст. 328-2 УК Республики Беларусь. Нуждается в корректировке практика ОВД по привлечению граждан к административной ответственности по ст. 16.1 КоАП Республики Беларусь (Витебский, Полоцкий, Оршанский, Лепельский, Толочинский районы, г.г. Витебск, Новополоцк).
Не отвечает предъявляемым требованиям качество разрешения заявлений и сообщений о незаконном обороте наркотиков органами дознания. При проведении первоначальных следственных действий ими допускаются серьёзные ошибки и просчёты, нарушения норм ПИКоАП и УПК Республики Беларусь, что приводит к утрате доказательств, имеющих существенное значение при доказывании виновности лиц, в отдельных случаях влечет признание доказательств недопустимыми (Оршанский, Чашникский, Докшицкий, Поставский, Шумилинский районы).
По результатам обсуждения координационным совещанием принято решение, направленное на улучшение взаимодействия всех заинтересованных ведомств и организаций при реализации мероприятий, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков, профилактику их потребления, социальную реабилитацию лиц, больных наркоманией.
Татьяна
Лисовская,
начальник
организационно-
контрольного
отдела прокуратуры Витебской области.