Приемная исполкома
210010, г.Витебск, ул.Гоголя, 6
e-mail: oik@vitobl.by (для деловой переписки)
Телефон: (+375-212) 48-11-55
Факс: (+375-212) 48-11-56

Канцелярия: 
(+375-212) 37-58-11
(+375-212) 37-30-20
Витебский областной исполнительный комитет
Главная > Прокуратура Витебской области  > Новости Витебской транспортной прокуратуры

Что нужно знать владельцам летательных аппаратов

06.03.2018

Состояние  безопасности полетов  авиации общего назначения  при эксплуатации  воздушных  судов (ВС) сверхлегкой авиации  в Республике Беларусь характеризуется  наличием  авиационных происшествий с человеческими жертвами. 

В Республике Беларусь за 2017 год по сравнению с 2016 годом увеличилось число авиационных происшествий на 14,2%, либо с 14 до 16.

Несмотря на то, что инцидент может быть связан с техническими причинами, сопутствующим фактором, зачастую, является отсутствие соответствующей профессиональной подготовки и допуска на право управления сверхлегкими летательными аппаратами (СЛА) лица, осуществляющего полет.    

На территории Ушачского района Витебской области 11.01.2018  произошло падение мотодельтаплана «Дельталето Д-02», повлекшего гибель лица, им управлявшего. 

Установлено, что вышеуказанный одноместный летательный аппарат принадлежал жителю г. Полоцка,  который был приобретен в июле 2017 года с целью последующей перепродажи. Данный  сверхлегкий летательный аппарат в Государственном реестре гражданских воздушных судов  Республики Беларусь  зарегистрирован не был, а совершение в указанный день на нем полетов,  осуществлялось без разрешения соответствующих органов воздушного движения  на использование воздушного пространства. 

Не всегда владельцы и иные лица, приобретшие летательные аппараты, регистрируют их в порядке, определенном законодательством, в связи с чем при их эксплуатации не может обеспечиваться безопасность полетов и надлежащее поддержание летной годности.  

Под категорию сверхлегких летательных аппаратов подпадают летательные аппараты, имеющие максимальную взлетную массу не более 750 кг, подразделяющиеся на  безмоторные (дельтапланы, парапланы и тому подобные) и моторные (мотодельтапланы, мотопарапланы, автожиры и т.д), возрастает.  

При выполнении полетов  ВС  СЛА, владелец (пилот)  обязан  иметь на борту  следующую документацию:  действующее свидетельство пилота гражданской авиации (или свидетельство пилота любителя),  свидетельство о регистрации воздушного судна, действующий сертификат летной годности воздушного судна,  а также Руководство по летной эксплуатации или иной документ, устанавливающий эксплуатационные ограничения ВС. 

При отсутствии у владельца  ВС  СЛА указанных документов, разрешение  при подаче заявки  на использование воздушного пространства,  органами Единой системы организации воздушного движения не выдается. Полет без разрешения на использование воздушного пространства является нарушением  требований п. 95 Правил использования воздушного пространства Республики Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь 04.11.2006 № 1471  и классифицируется как административное правонарушение, предусмотренное ст. 18.41 КоАП.  

Для управления  суперлегким  летательным  аппаратом (СуперЛА), пилотируемым одним человеком на борту и предназначенным для спортивных соревнований или развлечений (безмоторный имеет массу конструкции менее 70 кг, моторный  -  115 кг), в соответствии с вышеуказанными авиационными правилами, не требуется удостоверение о годности к полетам и внесение его в Госреестр гражданских воздушных  судов Республики Беларусь. 

Полеты СЛА, планеров, дельтапланов, парапланов, ВС любительской конструкции, аэростатических аппаратов авиации общего назначения выполняются при высоте нижней границы облаков  -  не ниже 450 м и видимости - не менее 5000 м, при этом полет по маршруту выполняется на высоте не ниже 100 м над препятствиями. 

Эксплуатировать СуперЛА разрешено в визуальных метеорологических условиях, при высоте нижней границы облаков не менее 300 метров и горизонтальной видимости не менее 5000 метров.

В Республики Беларусь все большую популярность приобретает использование гражданами авиамоделей – летательных аппаратов без человека на борту, управление которого возможно при условии визуального контакта с ним, а также неуправляемых свободнолетающих аппаратов.

В настоящее время в законодательстве не предусматривается получение разрешения на использование указанных аппаратов в воздушном пространстве Республики Беларусь от органов Единой системы организации воздушного движения. Однако, установлен ряд запретов на их запуск, за несоблюдение которых предусмотрена административная ответственность по ст. 18.41 КоАП Республики Беларусь.

Так, использование авиамоделей должно осуществляться на высоте, не превышающей 100 метров от уровня земной (водной) поверхности. Также, обязательной маркировке подвергаются беспилотники общей массой более 0,5 кг.

Наложен запрет на их запуск в пределах запрещенных зон, без согласования с госорганами (организациями), в интересах которых такие зоны установлены. Постановлением Минобороны от 22.08.2016 № 18 по согласованию с Минтрансом установлен Перечень зон, запрещенный для использования авиамоделей в Республики Беларусь.

На официальном сайте Международной организации гражданской авиации (ИКАО) содержатся рекомендации по безопасности полетов беспилотников, в связи с чем необходимо обратить внимание на следующее: следует всегда держать беспилотник в пределах его визуальной видимости; убедиться, что район запуска свободен для полетов; исключить полеты в запрещенных зонах; не выполнять полеты, включая любые виды маневрирования, что может создавать опасность для других; не летать над людьми, сооружениями, транспортными средствами, линиями электропередая; проверить исправность беспилотника перед каждым полетом.

В Республики Беларусь с марта 2017 года функционирует Белорусская Федерация беспилотной авиации, которая осуществляет как регистрацию ее членов, так и учет беспилотников. Федерация также способствует развитию дрон-рейсинга в Республики Беларусь как международного спортивного движения.

Приятного полета и мягкой посадки!

Витебский транспортный прокурор
старший советник юстиции А.А. Цариков.

Версия для печати