Приемная исполкома
210010, г.Витебск, ул.Гоголя, 6
e-mail: oik@vitobl.by (для деловой переписки)
Телефон: (+375-212) 48-11-55
Факс: (+375-212) 48-11-56

Канцелярия: 
(+375-212) 37-58-11
(+375-212) 37-30-20
Витебский областной исполнительный комитет
Главная > Прокуратура Витебской области  > Новости Витебской транспортной прокуратуры

Коррупция как социально негативное явление

15.02.2017  Понятие коррупции, достаточно широко используемое в современной правовой литературе, имеет глубокие исторические корни. Коррупция такая же древняя, как и сам мир. Так, первые государства, как известно, появились в Месопотамии (IV тыс. до н.э.) на территории современных Ирака и Сирии, части территории современных Ирана и Турции. Одним из центров развития древнейшей цивилизации в этом регионе был Шумер. Уже тогда, здесь зарождалась идея о справедливых и несправедливых налогах, в переосмыслении меры и видов государственных налогов. Невыносимые налоги и злоупотребления администрации были в городе-государстве Лагаше. Жителям приходилось платить налоги не только за торговлю, но за развод с женой, за стрижку овец, а смотрители над лодочниками, скотоводами захватывали лодки и скот. Поборами чиновников сопровождались даже похороны. Обнищание народа, беззаконие и коррупция вынудило жителей свергнуть старую администрацию. Был избран новый правитель - Урукагина, с которым связывают первый в истории опыт антикоррупционных мероприятий. Как уверяет древний рассказчик «не осталось ни одного сборщика налогов». Другой Шумерский царь Ур-Намму попытался устранить взяточничество: «он позаботился о том, чтобы сирота не становился жертвой богача, человек одного шекеля - жертвой человека мины».

Таким образом, коррупция является порождением социума и отношений в нем, когда обособление управленческих функций в различных сферах (хозяйственных, общественных и т.п.) порождает у должностного лица возможность распоряжаться ресурсами, принимать решения не в интересах этого же общества, а исходя из своих корыстно-эгоистических мотивов.

Позднее в античной Греции у термина «corrumpere», появляется социальный смысл - приведение в упадок нравов, расстройство порядка. Примерно в это же время понятие коррупции приобретает значение подкупа. Более детальный анализ происхождения термина показывает, что изначально коррупция в со­циальном своем значении предполагала двух соучастников (одно из значений приставки «cor» совместность, сопричастность). В более позднее время в Древнем Риме укореняется одно из специальных значений понятия коррупции - подкуп судьи. Свое современное значение коррупция приобретает в XV - XVI вв. - в период длительного политического кризиса, охватившего Европу и сопровож­давшегося необыкновенным расцветом коррупции среди властителей. Начи­ная с этого времени под коррупцией понимается подкупаемость и продаж­ность чиновников (государственных должностных лиц), а также общественно-политических деятелей.Термин «коррупция» использовался и как правовой принцип. Например, corruptio optimi est pessima - «извращение наилучшего есть самое худшее». Гай нередко высказывался в том смысле, что сговор или бездействие одного не должны нарушать права другого (alteri jus corrumpi). В течение следующих почти тысячи лет - в период средневековья, поня­тие «коррупция» приобретает исключительно церковное, каноническое значе­ние - как обольщение, соблазн дьявола. Corruptibilitas - означало бренность человека, подверженность разрушению, но отнюдь не его способность брать и давать взятки. Коррупция в богословии католицизма стала проявлением гре­ховности, а «грех есть беззаконие». В последующем акцент в понимании коррупции был перенесен на ее криминологическую и уголовно-правовую стороны. Томас Гоббс в своем «Ле­виафане» пишет: «люди, кичащиеся своим богатством, смело совершают пре­ступления в надежде, что им удастся избежать наказания путем коррумпиро­вания государственной юстиции или получить прощение за деньги или другие формы вознаграждения». К ним же он относил «имеющих много могуществен­ных родственников или популярных людей, завоевавших себе высокую репу­тацию», которые осмеливаются нарушать законы в надежде, что им удастся оказать давление на власть, исполняющую закон. Коррупция, по Гоббсу, «есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам». Вывод, сделанный в середине XVII в., оказался актуален и в начале XXI.

Современное понятие коррупции начинает складываться на рубеже Но­вого времени с началом образования централизованных государств и ныне существующих правовых систем. Важный импульс к осмыслению коррупции в нынешнем понимании дают труды Никколо Макиавелли.Коррупцию он сравнивал с болезнью. Вначале ее трудно распознать, но легче лечить. Если же она запущена, то ее легко распознать, но излечить трудно. Так же и коррупция в делах государства. Если своевременно обнару­жить зарождающийся недуг, что дано лишь мудрым правителям, то избавить­ся от него нетрудно, если же он запущен так, что всякому виден, то никакое снадобье уже не поможет. Получившему свободу, но развращенному народу, по Макиавелли, край­не трудно остаться свободным. Римские цари, писал он, дошли до такой сте­пени развращенности (a guanta corruzione), что если бы за ними последовало еще два-три подобных им преемника, то падение Рима становилось бы уже необратимым.

Нетрудно заме­тить, что распространенность и общественная опасность этого явления скач­кообразно возрастают в периоды крупных социальных потрясений, нередко сопровождающихся почти полным уничтожением законности и одновремен­ным ростом зависимости населения от произвола чиновников. Современные транзитные государства - не исключение. Важно видеть принципиальные различия между «первородной» причиной коррупции, которая, возможно, коренится в самой сущности общества, и причинами ее роста или, напротив, угасания.

Представляется, что определение понятия коррупции и установление ее конкретных проявлений должно базироваться на понимании социальной сущности этого явления. Сущность коррупции состоит в том, что она искажает общественные отношения, разрушает нормальный порядок вещей в общест­ве, в результате чего происходит; «порча», «коррозия» власти. Если говорить образно, коррупция в функционировании государства и общества ставит все с ног на голову: власть, носителем и единственным источником которой являет­ся народ, начинает использоваться во вред государству и обществу. Корруп­ция предполагает использование власти и связанных с ней возможностей не в интересах всего общества, а в интересах отдельных лиц или в интересах оп­ределенной группы лиц. Иными словами, коррупция предполагает неправо­мерную эксплуатацию публичной власти в частных интересах. Коррумпиро­ванное лицо или другие лица, в интересах которых совершается коррупцион­ные деяние, неправомерно, лишь благодаря занимаемой таким лицом долж­ности, получают определенные блага, льготы, преимущества или иную выго­ду. Причем эта выгода не обязательно должна носить материальный харак­тер.

Наиболее простое определение коррупции - подкупаемость и продаж­ность государственных чиновников, должностных лиц, а также общест­венных и политических деятелей вообще. Однако существуют и другие оп­ределения этого понятия. Одно из последних нашло отражение в Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Большинство ев­ропейских стран, и в том числе Россия, договорились о достаточно широком понимании коррупции.

Группа криминалистических исследований (ГКИ) Федеральной уголовной полиции (Bundeskriminalamt) Германии, занимаясь исследованиями как са­мим феноменом «коррупции», так и превентивными мерами ее преодоления, предложила следующее определение данного термина, который, по всей ви­димости, является достаточно исчерпывающим:

«Коррупция есть злоупотребление служебным положением, политиче­ским мандатом или своими должностными обязанностями с целью предос­тавления выгод другому лицу, совершенное по побуждению со стороны та­кого другого лица, или самими чиновниками по их собственной инициативе и ради получения выгоды для самих себя или третьих лиц, которое ведет или может вести к убыткам или иному ущербу для общества (в случае выпол­нения государственных или политических функций) или для отдельной компании (при исполнении функций предпринимателя)».

Настоящее определение также охватывает случаи так называемой «пофазной коррупции», а именно, использование предварительных действий, или тех действий, которые нацелены на создание такого климата, в котором кор­рупция становится приемлемой при достижении конечной цели в злоупотреб­лении сотрудниками в будущем их служебным положением (т.е. простое пре­доставление выгод с целью «развития хорошего климата на рабочих местах»). Однако было бы неверным считать, что коррупция везде и всегда про­является одинаково, что одинаковы ее причины и последствия. Определяю­щее значение здесь имеют национальный менталитет, правовые, религиозные и этнические традиции, которые никогда не являются зеркальным отражением друг друга.

Сущность наиболее опасных проявлений коррупции двуедина. С одной стороны, она выражается в использовании лицом, осуществляющим те или иные государственные функции, своего официального статуса в целях полу­чения незаконных преимуществ (продажность), а с другой — в предоставле­нии лицу преимуществ заинтересованным субъектом (подкуп). Разделять, а тем более противопоставлять друг другу эти стороны коррупции для поиска наиболее эффективной модели ограничения ее распространенности нецеле­сообразно. Тем не менее, традиционно считается, что в противоречивом единстве рассматриваемых сторон доминирует (в том числе, с точки зрения большей общественной опасности) продажность лиц, осуществляющих госу­дарственные функции.

Содержание коррупции определяется совокупностью разнообразных деяний (действий или бездействия), выражающихся в незаконном получении имущества, услуг или льгот лицом, уполномоченным на осуществление госу­дарственных функций, а также в предоставлении ему таких преимуществ.

Формами проявления коррупции выступают специфические виды нару­шений этических и правовых норм лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций. Примером этических нарушений может служить со­вершение государственным служащим действий, которые могут отрицательно повлиять на общественное мнение о состоянии законности на государствен­ной службе, хотя прямо и не запрещены законом или нормативным актом (систематическое присутствие на банкетах, проводимых организациями, кон­троль за деятельностью которых входит в компетенцию данного лица: бес­платное пользование услугами, подлежащими оплате, при отсутствии призна­ков правонарушения).

Не менее интересен и механизм коррупции, который проявляется в:

а)двусторонней сделке, при которой лицо, находящееся на государст­венной или иной службе, нелегально «продает» свои служебные полномочия или услуги, основанные на авторитете должности и связанных с ним возмож­ностях, физическим и юридическим лицам, группам (в том числе организован­ным преступным формированиям), а «покупатель» получает возможность ис­пользовать государственную либо иную структуру в своих целях: для обога­щения, законодательного оформления привилегий, ухода от предусмотренной законом ответственности, социального контроля и т. п.;

б)вымогательстве служащим вознаграждения;

в)инициативном, активном подкупе служащих, нередко с одновремен­ным сильным психическим воздействием на них.

Для социальной коррозии власти не имеет существенного значения ка­ким образом происходит «разъедание» этой власти. Принципиально важным является другое - власть перестает быть государственной (в прямом смысле этого слова). Теряя свое изначальное предназначение, она перестает быть способом защиты граждан и превращается в носителя опасности для их прав и свобод. Последнее характерно для организованной преступности.

Исследования показали, что коррупция в системе государственной службы как в развитых, так и развивающихся странах принимает примерно одинаковые формы и охватывает одни и те же сферы деятельности.

Областями деятельности, наиболее подверженными коррупции, являются:

государственные закупки;

операции с земельными участками;

сбор налогов;

назначение на ответственные посты в органах государственной власти.

К сферам деятельности, (помимо выше перечисленных) которые в наибольшей степени подвержены коррупции, относятся:

лицензирование и регистрация предпринимательской (в том числе, банковской) деятельности;

выдача разрешений на размещение ценных бумаг и проведение банковских операций с бюджетными средствами;

получение кредитов (в том числе и государственных целевых);

таможенное оформление импортируемых товаров;

получение экспортных квот;

строительство и ремонт за счет бюджетных средств;

возбуждение и прекращение уголовных дел, а также направление их на дополнительное расследование;

контроль за безопасностью дорожного движения;

прием экзаменов на получение права вождения автомобиля и выдача водительских удостоверений;

контроль за соблюдением правил техники безопасности, пожарной безопасности, санитарного состояния учреждений и организации;

контроль за соблюдением условий лицензирования;

надзор за соблюдением правил охоты и рыболовства;

государственная регистрация, аттестация и аккредитация негосударственных высших учебных заведений;

поступление в специализированные общеобразовательные школы;

прием в дошкольные воспитательные учреждения;

прием на службу (работу) на высокооплачиваемые либо позволяющие иметь значительный незаконный доход должности в государственных и местных органах (таможенные органы, органы налоговой инспекции, подразделения МВД по обеспечению безопасности дорожного движения).

Коррупция проявляется в многообразных формах. Но наиболее опасной формой коррупции является сращивание преступ­ных элементов с государственными структурами, в результате чего чиновник прежде всего работает в целях личного обогащения.

Коррупция обеспечивает прикрытие преступных действий отдельных лиц, использующих свое официальное положение, договоренностью по получению помощи на постоянной основе. Зачастую коррупция имеет свои денежные фонды, формирующиеся из отчислений от преступных средств, направленных на подкуп должностных лиц.

Преступные группы специально стремятся к вовлечению в свой круг полезных преступному сообществу лиц - отдельных коррумпированных работников государственных органов и общественных организаций, которые обеспечивают:

- создание условий, препятствующих организации борьбы правоохранительных органов с коррупцией;

- компроментацию либо нейтрализацию деятельности работников различных контролирующих, правоохранительных органов;

- принятие мер по освобождению членов преступной группы от уголовной ответственности либо смягчение наказания;

- консультации по правовым вопросам;

- обучение формам и методам деятельности органов МВД, КГБ и прокуратуры в борьбе с организованной преступностью;

- обеспечение преступников различного рода документами прикрытия.

Борьба с коррупцией может быть эффективной, если будут полностью реализованы цели и задачи, реализуемые в государственной программе, борьбы с коррупционными правонарушениями, с последующим совершенствованием ее правовых механизмов.

Витебский транспортный прокурор

старший советник юстиции  А.А. Цариков

Версия для печати