Правовую основу деятельности нотариата составляет в 1 очередь конечно же Конституция Республики Беларусь. Основные положение, касающиеся нотариата, установлены Законом Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. №305-З «О нотариате и нотариальной деятельности». Данный Закон определяет правовые, организационные, социально-экономические основы нотариата, задачи и принципы нотариальной деятельности в Республике Беларусь, а также регулирует отношения в области осуществления нотариальной деятельности.
Среди иных нормативно-правовых актов следует выделить Указ Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 366 «О некоторых вопросах нотариальной деятельности». Он был издан в целях совершенствования порядка удовлетворения бесспорных требований граждан и юридических лиц, а также для облегчения положения экономических (на тот момент ещё хозяйственных) судов. В данном указе даётся перечень исполнительных надписей, которые могут совершать нотариусы, устанавливается ставка государственной пошлины за них и порядок её оплаты.
10 августа 2015 года вступил в законную силу Указ Президента Республики Беларусь от 07.05.2015 № 195 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь», которым вносятся изменения и дополнения в Указ от 11.08.2011 № 366 «О некоторых вопросах нотариальной деятельности». Данным Указом расширяется перечень требований, взыскание по которым должно осуществляться посредством совершения исполнительной надписи нотариуса, которая является исполнительным документом и подлежит исполнению в порядке, установленном законодательством. Подобные меры призваны были уменьшить нагрузку на суды, чего в целом удалось добиться.
После вступления Указа в законную силу основную массу задолженности, которая ранее взыскивалась в экономических судах в порядке приказного производства, можно взыскать путем учинения исполнительной надписи у нотариуса. Более того, Указ №195 устанавливает прямой запрет на обращения в суды общей юрисдикции в порядке приказного производства с требованиями о взыскании денежных сумм (задолженности), предусмотренные в части первой пункта 1 Указа №195, к которым, в том числе, относятся и вышеперечисленные. Таким образом, законодатель коренным образом уменьшил нагрузку на судебную систему, дав возможность субъектам хозяйствования обращаться к нотариусам за получением исполнительной надписи в ситуациях, когда задолженность должником фактически признается, но не оплачивается в силу каких-то обстоятельств.
Помощник Витебского транспортного
прокурора
младший советник юстицииВ.О. Шеверновская