Приемная исполкома
210010, г.Витебск, ул.Гоголя, 6
e-mail: oik@vitobl.by (для деловой переписки)
Телефон: (+375-212) 48-11-55
Факс: (+375-212) 48-11-56

Канцелярия: 
(+375-212) 37-58-11
(+375-212) 37-30-20
Витебский областной исполнительный комитет
Главная > Прокуратура Витебской области  > Новости Витебской транспортной прокуратуры

Перестаньте цепляться

29.05.2017 Бешеная скорость, ветер в лицо, выброс адреналина, побеги от машинистов и милиции, а рано или поздно — увечье или смерть. Вот так в нескольких словах можно описать увлечение зацеперов — любителей кататься на общественном транспорте нетрадиционным способом. Не в салоне, а на подножке или крыше. В некоторых странах эта молодежная субкультура приобрела характер эпидемии. Водятся такие “наездники и у нас. Кто же они?

Чаще всего зацеперы (трейнсерферы, трейнхоперы) ездят между вагонами метро или на вагонах пригородных поездов, реже на троллейбусах или трамваях. Свои подвиги почти всегда снимают на видео, чтобы потом выложить в интернет.

Найти, а тем более пообщаться с зацеперами непросто. Неудивительно — “наездники четко осознают, что своими действиями нарушают сразу несколько статей административного кодекса. А каждый неверный шаг грозит и уголовным делом.

Зацеп железнодорожного транспорта подпадает под действие статьи 18.4 КоАП “Нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта, которая грозит исключительно штрафом от 13,8 до 69 рублей. Примечательно, что выбрасывание мусора из окна поезда или курение в тамбурах “стоят дороже

Впрочем, не всегда опасные игры сходят зацеперам с рук. Например, год назад трое школьников на станции Лучеса взобрались на крышу поезда и бегали там на протяжении всего перегона. Правда, экстремалы просчитались: скрыться в ближайшем лесу от сопровождавшего состав наряда милиции им не удалось. У школьников изъяли видеокамеру. Там были засняты все предыдущие трюки. Так что зацеп на Лучесе был далеко не первый в “послужном списке этой витебской молодежи.

Заместитель начальника Белорусской железной дороги Владимир Балахонов говорит, что работники ведомства прекрасно знают о движении трейнсерферов. Для борьбы с ними создана целая система. Например, локомотивные бригады регулярно осматривают идущий поезд. Во время движения на кривых участках путей “все посторонние на обшивке транспорта становятся видны как на ладони. Обнаружив “наездника, бригада тут же сообщает о нем дежурному по станции или поездному диспетчеру:

— Вообще, такое явление, как зацепинг, в нашей стране не имеет широкого распространения. Тем не менее с начала года мы уже зарегистрировали 7 подобных случаев. Причем в двух из них речь шла о несовершеннолетних.

Но это лишь то, что выявлено. Сколько же “трюкачей остаются незаметными — точно неизвестно, но наверняка в разы больше.

История зацепинга насчитывает не одно десятилетие. Джек Лондон в своем романе “Маленькая хозяйка большого дома рассказывал, как двое пареньков сбежали из дому и путешествовали на товарных составах. Один — разбился. С момента описываемых событий прошло столетие, а картинка словно скопирована с наших дней. Правда, есть одно существенное отличие. Если в начале прошлого века езда зайцем для молодежи была едва ли не единственной возможностью вырваться за пределы родного города, то сегодня это окончательно превратилось в праздное развлечение, в то время как для получения очередной дозы адреналина есть масса вполне легальных и безопасных способов. Так чего ради?

Мнение

 Сергей Игумнов, заместитель председателя правления Белорусского общества психологов, профессор кафедры психологии факультета философии и социальных наук БГУ:

— Во-первых, в психологии существует популярное направление, которое изучает стремление к саморазрушению. Еще Зигмунд Фрейд выделял инстинкт смерти, влечение к танатосу. Чем не объяснение рискованных поездок зацеперов? Во-вторых, уже доказано, что из поколения в поколение накапливается потенциал агрессии. Только посмотрите на расстрелы мирных жителей в Америке, террористические акты и так далее. Количество, частота инцидентов растет.  Достигается некая точка кипения, и предвестником ее можно считать притупление у молодежи инстинкта самосохранения, все возрастающая тяга к напрасному риску. Наконец, хотя я не особо пропагандирую эту версию, на проблему зацеперов и других экстремалов можно взглянуть с точки зрения некой популяционной генетики. Иными словами, здесь в силу вступает естественный отбор. Поэтому сложно предположить, какими методами можно бороться с нарушителями общественного порядка. Банально “надрать уши подростку — не поможет, время упущено. Я взял бы на себя ответственность высказать следующее предложение: нужно создавать межгосударственную программу, направленную на изучение феномена саморазрушительного, рискованного поведения молодежи. Нужна совместная работа ведущих специалистов в области психологии, психиатрии, социологии, необходимо даже философское осмысление проблемы. К сожалению, это характеристика нашего времени, которую нельзя игнорировать.

Помощник Витебского транспортного прокурора
Янчиленко Е.В.

Версия для печати