В Республике Беларусь институт досудебного соглашения о сотрудничестве введен в уголовный процесс Законом Республики Беларусь от 5 января 2015 г. №241-З, вступившим в силу 28 января 2015 г.
Ранее уголовно-процессуальное законодательство Беларуси не оперировало понятием соглашения между правосудием и лицом, совершившим преступление. Некоторые аспекты взаимодействия подозреваемого (обвиняемого) и органов, ведущих уголовный процесс, оговаривались в Уголовном кодексе Республики Беларусь (далее – УК).
Так, согласно ст.63 УК обстоятельствами, смягчающими ответственность, признавались:
- явка с повинной;
- активное способствование выявлению преступления, изобличению других участников преступления, розыску имущества, приобретенного преступным путем;
- иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного преступлением.
При наличии указанных обстоятельств, срок или размер наказания не мог превышать половины максимального срока или размера избранного судом вида основного наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК.
Таким образом, отдельные материально-правовые нормы, способствующие построению конструктивного диалога между органами уголовного преследования и обвиняемым, присутствовали в уголовном законодательстве и ранее.
В то же время процессуальные аспекты такого взаимодействия оставались неурегулированными (за исключением, пожалуй, явки с повинной, которой была посвящена ст.169 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – УПК)). Более того, если бы кто-то сказал, что собирается «договариваться» со следствием или судом, это был бы уже намек на коррупционную составляющую. Поэтому введение в УПК Республики Беларусь института досудебного соглашения о сотрудничестве с подозреваемым (обвиняемым) является своего рода радикальной реформой.
В настоящее время основные положения о досудебном соглашении о сотрудничестве сконцентрированы в специальной главе 491УПК, включающей в себя ст.ст.4685-46812.
В свою очередь, изучение норм главы 491УПК позволяет сделать вывод о том, что ключевой фигурой в заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и контроле за его исполнением является прокурор, ввиду этого актуальным является рассмотрение отведенной роли прокурора в указанном выше процессе.
Анализируя содержание главы 491 УПК, обратим внимание на некоторые этапы заключения досудебного соглашения о сотрудничестве, а также роль и полномочия в них прокурора.
В соответствии с ч.ч.6, 7 ст.ст.4686УПК ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве подается подозреваемым (обвиняемым) либо его защитником прокурору через следователя. Следователь в течение трех суток с момента поступления ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве направляет указанное ходатайство прокурору вместе со справкой о возможности либо невозможности заключения с подозреваемым (обвиняемым) досудебного соглашения о сотрудничестве.
Таким образом, УПК предусматривает двухэтапный порядок заявления ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.
«Первым звеном» в данном случае выступает следователь, который, получив ходатайство подозреваемого (обвиняемого), обязан составить справку о целесообразности его удовлетворения.
«Вторым звеном» выступает прокурор, который принимает решение по ходатайству подозреваемого (обвиняемого). При этом из буквального смысла ст.ст.4685, 4686 не представляется возможным установить, какое именно должностное лицо прокуратуры вправе разрешать данный вопрос. Ведь согласно п.32 ст.6 УПК под определение «прокурор» подпадают действующие в пределах своей компетенции Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры, их заместители и помощники, начальники управлений (отделов) и их заместители, прокуроры управлений и отделов.
Представляется, что законодатель намеревался наделить правом заключать досудебное соглашение о сотрудничестве руководителей органов прокуратуры или их заместителей, но не помощников прокурора и иных нижестоящих прокуроров. В связи с этим целесообразно уточнить положения ст.ст. 4685, 4686 УПК, указав, что ходатайство подается на имя руководителя органа прокуратуры или его заместителя.
В досудебном соглашении о сотрудничестве должны быть указаны:
1) дата и место составления соглашения;
2) должностное лицо органа прокуратуры, заключающее соглашение;
3) фамилия, имя и отчество подозреваемого (обвиняемого), заключающего соглашение, число, месяц, год и место его рождения;
4) описание инкриминируемого подозреваемому (обвиняемому) преступления с указанием времени, места его совершения, а также иных обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии со статьей 89 настоящего Кодекса;
5) признание подозреваемым (обвиняемым) своей вины в совершении преступления;
6) действия, которые подозреваемый (обвиняемый) обязуется совершить в целях оказания содействия предварительному следствию в расследовании преступления, изобличении других соучастников преступления, розыске имущества, приобретенного преступным путем, а также действия по возмещению имущественного ущерба, уплате дохода, полученного преступным путем, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного преступлением;
7) нормы уголовного закона о назначении наказания, которые могут быть применены в отношении подозреваемого (обвиняемого) при выполнении им обязательств, предусмотренных досудебным соглашением о сотрудничестве.
Анализ вышеуказанных статей позволяет сделать вывод о том, что цель заключения рассматриваемого соглашения двоякая: с одной стороны, подозреваемый (обвиняемый) получают гарантии назначения наказания, не выходящего за определенные пределы (ст.691 УК); с другой стороны, правоохранительные органы, с помощью действий, составляющих предмет данного соглашения, получают возможность уголовного преследования не только лица, с которым заключено соглашение, но также и иных лиц.
Таким образом, для прокурора деятельность по заключению досудебного соглашения о сотрудничестве с подозреваемым, обвиняемым обусловлена функцией уголовного преследования.
Исполнение данной функции при заключении и выполнении досудебного соглашения о сотрудничестве не лишает прокурора обеспечения верховенства права, законности и правопорядка, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов, обозначенными в ст.4 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь». Прокуратура Республики Беларусь – единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами.
Согласно ст.4687 УПК ходатайство подозреваемого (обвиняемого) о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве рассматривается прокурором или его заместителем, осуществляющими надзор за исполнением законов в ходе предварительного следствия по уголовному делу, в течение трех суток с момента поступления [1]. Ходатайство подозреваемого (обвиняемого) о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, совершившего преступление, за которое соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса предусмотрены пожизненное заключение или смертная казнь, рассматривается Генеральным прокурором Республики Беларусь или лицом, исполняющим его обязанности, в течение десяти суток с момента поступления.
По результатам рассмотрения прокурор или его заместитель принимают одно из следующих решений:
1) об удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, на основании которого составляется указанное соглашение;
2) об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, о чем выносят постановление.
Постановление прокурора или его заместителя об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве обжалованию не подлежит.
Таким образом, законодатель предоставляет прокурору или его заместителю право и одновременно обязывает их окончательно разрешить вопрос о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.
При этом представляется, что двух предусмотренных УПК вариантов решений прокурора недостаточно для окончательного решения этого вопроса. Так, может возникнуть ситуация, когда имеющихся материалов уголовного дела недостаточно, чтобы объективно оценить намерения и возможности обвиняемого по оказанию содействия. В этой связи, при оценке обязательств, указанных в ходатайстве, прокурорам необходимо обращать внимание на возможность их реального исполнения, в случае необходимости истребовать дополнительные сведения у инициаторов обращения, а также проводить анализ перспективности сотрудничества правоохранительных органов с этим лицом.
Таким образом, именно прокурор обеспечивает формирование необходимых условий для применения особого порядка главы 391 УПК, осуществления контроля за реализацией ее специальных досудебных положений и достижения конечных задач уголовного процесса на всех этапах производства особого порядка по уголовному делу.
В то же время, следует отметить, что предусмотренная указанной главой конструкция уголовно-процессуальной деятельности имеет сложносоставной с точки зрения используемых процессуальных начал и форм характер (вид), а также ряд индивидуальных особенностей в части применения положений уголовного и уголовно-процессуального права.
Институт досудебного соглашения о сотрудничестве с подозреваемым (обвиняемым) направлен, прежде всего, на получение органами следствия помощи в расследовании преступлений и изобличении всех его участников по наиболее сложным в доказывании уголовным делам о тяжких и особо тяжких групповых преступлениях. Полагаем, что его использование должно носить исключительный характер и применяться лишь в тех случаях, когда установить и проверить в полном объеме все обстоятельства, подлежащие в соответствии со ст.89 УПК доказыванию по уголовному делу оперативно-следственным путем невозможно или крайне затруднительно.
САЩЕКО Михаил Александрович,
Витебская
транспортная прокуратура, заместитель прокурора.