Приемная исполкома
210010, г.Витебск, ул.Гоголя, 6
e-mail: oik@vitobl.by (для деловой переписки)
Телефон: (+375-212) 48-11-55
Факс: (+375-212) 48-11-56

Канцелярия: 
(+375-212) 37-58-11
(+375-212) 37-30-20
Витебский областной исполнительный комитет
Главная > Прокуратура Витебской области  > Новости Витебской транспортной прокуратуры

Транспортная отрасль под надежным надзором

25.06.2019

Железнодорожный, водный и воздушный транспорт всегда играл существенную роль в экономическом развитии государства. Очень характерно это и для нашей Республики, которая, находясь в географическом центре Европы, является важнейшим транспортным узлом, соединяющим пути транзита товаров из стран Европейского союза в Российскую Федерацию, Казахстан, Узбекистан, Китай и другие страны Евразийского континента.

Необходимость в специальном прокурорском надзоре за качественным бесперебойным функционированием транспортной системы возникла по мере возрастания роли коммуникаций в экономике государства. Специфика транспортной системы и, следовательно, необходимость специального прокурорского надзора определяется несколькими аспектами. Важнейшим из них – обеспечение безопасности и ритмичности функционирования отраслей транспорта, доля которых в перевозках пассажиров и грузов составляет порядка 80% от общего количества перевозимых грузов и пассажиров на территории Республики Беларусь.  

Специализация органов прокуратуры в области надзора за исполнением законов на транспорте началась уже с 1922 года. В Положении о прокурорском надзоре содержались требования, предъявляемые к военной и общей прокуратуре по  исполнению законов на железнодорожном  и  воздушном транспорте. Расследование уголовных дел о преступлениях в этой отрасли в прокурорский надзор над ними производились специальными следователями и прокурорами, выделяемыми прокуратурой БССР. До 20 июня 1936 года, т.е. до образования Наркомюста СССР, функции прокурорского надзора за исполнением законов на транспорте осуществляли территориальные прокуроры. В годы Великой Отечественной войны и после её окончания вплоть до 1948 года надзор за законностью на транспорте осуществляли военные прокуратуры Белорусской и Брест-Литовской железных дорог. Первая из них располагалась в Гомеле, а вторая - в Барановичах. Затем слово «военные» исчезло из их названия.

Приказом Генерального прокурора СССР от 15 сентября 1951 года прокуратура Брест-Литовской железной дороги была переименована в прокуратуру Минской железной дороги с местонахождением в столице Республики. В ее состав входили четыре подразделения: прокуратура Минского, Барановичского, Брестского и Гродненского участков. С 20 августа 1957 года она была переименована в Белорусскую транспортную прокуратуру и в ее штат была включена прокуратура Витебского участка Калининской железной дороги. В целом же Белорусская транспортная прокуратура, в силу специфики и важности поставленных задач, находилась в ведении Прокуратуры СССР, а по приказу Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1960 года «Об упразднении транспортных прокуратур», приказом Генерального прокурора СССР  № 22 от 10 марта 1960 года Белорусская транспортная прокуратура была ликвидирована, а её функции переданы Прокуратуре БССР.

Однако такая реорганизация не пошла на пользу делу. Наоборот, она повлекла за собой снижение дисциплины на транспорте, безнадзорность предприятий, и как следствие, злоупотребления должностных лиц, всплеск криминальных проявлений на транспорте.

В результате длительного анализа сложившейся ситуации, Генеральный прокурор СССР 3 сентября 1976 года издал приказ  № 480-л «Об организации транспортных прокуратур» За счет резерва Прокуратуры СССР были организованы Брестская, Барановичская, Витебская, Гомельская, Минская, и Могилевская транспортные прокуратуры, а впоследствии еще и Гродненская и Оршанская. Приказом Генерального прокурора СССР № 46 от 5 ноября 1980 года была образована Белорусская транспортная прокуратура.

Первым Белорусским транспортным прокурором был назначен участник Великой Отечественной войны прокурор Витебской области Кладухин Ю.А.

На основании приказа прокурора Белорусской ССР № 120-к от               8 октября 1976 года первым Витебским транспортным прокурором назначен Домашевский Л.П. В штат Витебской транспортной прокуратуры в 1976 году входили помощники прокурора Ефимов А.В. и Власенко В.А., следователь прокуратуры Журба А.П., заведующая канцелярией  Лешакова О.Н. и курьер-уборщик Фахурдинов И.И. 

В дальнейшем должность Витебского транспортного прокурора занимали – Семашко А.Н., Александров В.М., Жерибор В.В., Дубов А.В. (в настоящее время заместитель Генерального прокурора Республики Беларусь), Мальцев А.В. (в настоящее время  начальник Управления по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов Генеральной прокуратуры Республики Беларусь).

В настоящее время Витебскую транспортную прокуратуру возглавляет Цариков А.А. Также при осуществлении надзора ему помогают два заместителя прокурора – Сащеко М.А. и Дедюро П.В., старший помощник прокурора Кржисинский Е.М., два помощника прокурора – Рыжко И.А. и Кубраков Д.В., заведующая канцелярией Коунева В.В. За безопасную эксплуатацию автомобиля отвечает Земляков Ю.Н.  

По-прежнему обеспечение безопасности и ритмичного функционирования отраслей транспорта является одним из приоритетных направлений в деятельности Витебской транспортной прокуратуры. За 5 месяцев 2019 года проведено 5 проверок исполнения законодательства, по результатам которых внесено 19 представлений, 4 предписания, принесено 9 протестов, по результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено 42 лица, 16 к административной, к материальной ответственности привлечено 6 физических лиц.

В преддверии Дня прокуратуры Республики Беларусь хочется пожелать коллегам, прежде всего крепкого здоровья, любви, благополучия, радости и успехов в нелегком прокурорском труде.    

Витебский транспортный прокурор
старший советник юстиции
Александр Анатольевич Цариков

Версия для печати