Инвестиционный процесс является одним из основных факторов, определяющим социально-экономическое развитие Республики Беларусь, ее технологический прогресс и эффективность материального производства.
Этим обусловлен повышенный интерес к государственным инструментам активизации инвестиционного процесса в рамках экономического воздействия на внутренние и внешние инвестиции.
В настоящее время в Беларуси сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов.
Информация к Закону Республики Беларусь от 8 января 2024 г. № 350-З ”Об изменении Закона Республики Беларусь ”Об инвестициях“, который вступает в силу 11 июля 2024 г.
Названным документом Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 53-З ”Об инвестициях“ изложен в новой редакции.
В обновленный Закон об инвестициях включены нормы о реализации в Республике Беларусь инвестиционных проектов по приоритетным видам деятельности (будут определяться Советом Министров Республики Беларусь) как в рамках инвестиционных договоров, так и в качестве преференциальных инвестиционных проектов. Также предусмотрены основы поддержки инвесторов в виде бюджетных трансфертов.
Предусматриваются дополнительные стимулирующие условия для инвесторов, реализующих инвестпроекты по инвестдоговорам, в виде расширенного пакета льгот и преференций, и направленных на снижение рисков для добросовестных инвесторов и бизнеса гарантий:
1. в рамках обновленного института инвестдоговоров предусматриваются:
условия применения гарантии от неблагоприятного изменения налогового законодательства (т.н. ”стабилизационная оговорка“) в течение 5 лет с даты вступления в силу инвестдоговора;
возможность возмещения части затрат, понесенных в связи с созданием объектов магистральной и распределительной инфраструктуры в отдельных (нуждающихся в дополнительной поддержке) регионах;
актуализируются как льготы, уже известные в рамках Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 ”О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь“, так и закрепляются новые – по налогу на прибыль, а также в области архитектурной и строительной деятельности, земельных отношений.
2. предусматривается заключение специальных инвестиционных договоров.
Справочно:
В Российской Федерации законодательством в сфере промышленной политики предусмотрен схожий механизм стимулирования инвестиций – специальные инвестиционные контракты.
Предметом специнвестдоговоров будет организация инвестором или созданной им компанией производства в нашей стране востребованной усовершенствованной продукции. В свою очередь со стороны Республики Беларусь обеспечивается возможность реализации части такой продукции в рамках государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника. Таким образом, наряду с преимуществами инвестиционного договора, инвестор получает определенные гарантии сбыта части производимой продукции.
Специнвестдоговор будет актуален в работе по импортозамещению и формирует условия для повышения технологической безопасности страны.
Новой редакцией Закона об инвестициях предусматриваются и меры по повышению инвестиционной привлекательности регионов.
Так, в районах области будут реализовываться преференциальные инвестпроекты:
1. для их реализации не требуется заключения договора, а достаточно принятия исполкомом решения о включении инвестпроекта в перечень преференциальных инвестпроектов. Такие решения будут отражать основные условия реализации префпроекта;
2. по преференциальным инвестпроектам будут предоставляться актуализированные льготы и преференции, уже известные по Декрету № 10.
Поддержка в виде бюджетных трансфертов предусмотрена для инвесторов – юридических лиц Республики Беларусь, реализующих инвестпроекты по приоритетным видам деятельности. Условия (критерии), которым должны будут соответствовать инвестпроекты, претендующие на оказание поддержки в виде бюджетных трансфертов, будут определяться Советом Министров Республики Беларусь.
После вступления в силу обновленной редакции Закона об инвестициях Декрет № 10 утратит свою силу. Ранее заключенные инвестиционные договоры продолжат реализовываться на условиях, которые были определены до вступления в силу статьи 4 Закона № 350-З.
Правовые основы и основные принципы осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь установлены Законом Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 53-3 ”Об инвестициях“.
Инвестиционная деятельность в республике осуществляться следующим образом:
· созданием коммерческой организации;
· приобретением, созданием, в том числе путем строительства объектов недвижимого имущества;
· приобретением прав на объекты интеллектуальной собственности;
· приобретением акций, долей в уставном фонде, паев в имуществе коммерческой организации;
· на основе концессии;
· иными способами, кроме запрещенных законодательными актами Республики Беларусь.
Инвестор имеет право на заключение договора с Республикой Беларусь, связанного с осуществлением инвестиций, в порядке и на условиях установленных законодательством Республики Беларусь.
В целях создания дополнительных условий для осуществления инвестиций инвестор имеет право на заключение инвестиционного договора с Республикой Беларусь, который заключается на основании решения государственного органа или иной государственной организации, определенной в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Механизм заключения с инвестором инвестиционного договора определен Декретом Президента Республики Беларусь № 10 от 6 августа 2009 г. ”О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь“.
В инвестиционном договоре с Республикой Беларусь должны быть определены:
объект, объем, сроки и условия вложения инвестиций; права и обязанности инвестора и Республики Беларусь; ответственность сторон договора за несоблюдение его условий; срок действия инвестиционного договора; иные условия, определяемые в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
С заключением этого соглашения инвестору при осуществлении инвестиционного проекта в Беларуси предоставляется ряд значительных льгот.
Порядок заключения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2016 № 563, которым утверждено Положение о порядке заключения, изменения и прекращения инвестиционных договоров между инвестором и Республикой Беларусь.
С целью развития регионов и отраслей экономики Беларуси, реализации инвестиционных проектов, включая создание и развитие организаций с участием стратегически значимого инвестора, Указом Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 413 предоставлено право физическим и юридическим лицам представлять интересы Республики Беларусь (далее - инвестиционные агенты) по вопросам:
· привлечения инвесторов для реализации инвестиционных проектов в интересах Республики Беларусь;
· сопровождения инвестиционных проектов (при их подготовке и реализации), в том числе оказанию инвесторам консалтинговых, юридических и маркетинговых услуг, а также услуг по разработке документов, необходимых для реализации этих проектов.
Порядок предоставления статуса инвестиционного агента утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 2009 г. № 1448.
Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 ”О государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования“ упрощен порядок государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования.
С 1 февраля 2009 г. введен заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования, за исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Регистрация осуществляется в день подачи документов, причем максимально сокращен перечень документов, предоставляемых для регистрации.
Декрет значительно упрощает требования к учредительным документам субъектов хозяйствования, исключены требования к минимальному размеру уставного фонда коммерческих организаций (кроме акционерных обществ, банков и страховых организаций. Величина уставного фонда определяется юридическими лицами самостоятельно. При ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей закрепляется принцип ”одно окно“ во взаимоотношениях регистрирующего органа с другими государственными органами.
Декретом Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 ”О стимулировании предпринимательской деятельности на территории малых и средних городских поселений, сельской местности“ определены меры экономического стимулирования предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности, в соответствии с которым коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на всей территории Беларуси за исключением областных городов, г. Минска, а также городов: Барановичи, Бобруйск, Борисов, Жодино, Жлобин, Лида, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк, Солигорск в течение семи календарных лет со дня их государственной регистрации:
· вправе не исчислять и не уплачивать налог на прибыль (коммерческие организации) и подоходный налог с физических лиц (индивидуальные предприниматели) соответственно в отношении прибыли и доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;
· освобождаются от уплаты государственной пошлины за выдачу специального разрешения (лицензии) на осуществление юридическими и физическими лицами отдельных видов деятельности (в том числе связанной со специфическими товарами (работами, услугами), внесение в такое специальное разрешение (лицензию) изменений и (или) дополнений, продление срока его (ее) действия;
· вправе не исчислять и не уплачивать иные налоги, сборы (пошлины) (за исключением налога на добавленную стоимость, в том числе налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, акцизов, гербового и оффшорного сборов, государственной пошлины, патентной пошлины, таможенных пошлин и сборов, земельного налога, экологического налога, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов и иных налогов, исчисляемых, удерживаемых и (или) перечисляемых при исполнении обязанностей налогового агента, если настоящим Декретом не предусмотрено иное), отчисления в инновационные фонды, образуемые в соответствии с законодательными актами;
· освобождаются от обязательной продажи иностранной валюты, поступившей по сделкам с юридическими лицами-нерезидентами и физическими лицами-нерезидентами от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, в том числе от сдачи имущества в аренду.
Определены условия по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества (Указ Президента Республики Беларусь от 29.03.2012 № 150 ”О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом“, Указ Президента Республики Беларусь от 04.07.2012 № 294 ”О порядке распоряжения государственным имуществом“).
Упрощена процедура изъятия и предоставления земельных участков (Указ Президента Республики Беларусь № 667 от 27.12.2007). Принятие документа значительно снижает инвестиционные риски лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков, связанные в настоящее время с необходимостью подготовки дорогостоящей строительной документации и возможным отказом в предоставлении земельных участков.
Получена возможность субъектам хозяйствования, получившим статус ”добросовестный участник внешнеэкономической деятельности“ в упрощенном порядке ввозить товары для своих производственных нужд и при необходимости использовать их сразу же в производство без таможенной очистки – соответствующие таможенные процедуры будут осуществляться по заявительному принципу без предъявления товара в таможню (Указ Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 № 40).
Расширен перечень льгот резидентам свободных экономических зон и предоставлены им гарантии неизменности специального правового режима налогообложения. (Указ Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 № 42).
Созданы условия для сокращения сроков строительства объектов и развития материально-технической базы, упрощены процедуры в строительной отрасли, а также предоставлено право иным застройщикам, наряду с УКСами, осуществлять строительство жилых помещений для граждан, использующих на эти цели государственную поддержку, что позволит увеличить объемы жилищного строительства для нуждающихся (Указ Президента Республики Беларусь от 15.05.2008 № 277) и др.