Порядок предъявления претензий и исков
Образцы иска, претензии и заявления о предоставлении информации из ЕГР
Образцы претензий, заявлений, исков
Информация об уполномоченных по защите прав потребителей по Витебской области
О работе местных исполнительных и распорядительных органов в сфере защиты прав потребителей
Основным документом, регулирующим правовые отношения в области защиты прав потребителей, является Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З ”О защите прав потребителей“. Действие настоящего Закона распространяется на отношения между потребителями и изготовителями, продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями, возникающие из договора розничной купли-продажи и иных подобных договоров.
Кроме данного Закона вопросы защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, иными документами, принятыми в развитие Закона.
Беларусь подписала соглашение о согласованной политике в странах Содружества Независимых Государств в этой сфере. Создан Консультативный совет по защите прав потребителей государств — участников СНГ. Основными задачами совета является содействие развитию и углублению сотрудничества, формированию эффективной политики в сфере защиты прав потребителей и равных условий для граждан в государствах — участниках СНГ, а также созданию условий для защиты их потребительских прав и интересов.
Важным элементом государственной политики в сфере защиты прав потребителей является информационно-просветительская работа. На сегодняшний день на республиканских и региональных каналах периодически выходят тематические выпуски передач, печатные средства массовой информации систематически освещают проблематику по защите прав потребителей.
В Республике Беларусь государственные органы осуществляют защиту прав потребителей в рамках своей компетенции. Координацию деятельности в данной области осуществляет Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.
В пределах области государственная защита прав потребителей и контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей осуществляется уполномоченными по защите прав потребителей областного, городских и районных исполнительных комитетов.
Уполномоченными постоянно оказывается консультативная помощь с целью повышения грамотности потребителей, организовываются выступления в печатных средствах массовой информации, на телевидении и радио, обеспечивается размещение соответствующей информации на стендах и официальных сайтах и т.д.
Кроме того, уполномоченными по защите прав потребителей рассматриваются обращения граждан, проводятся проверки (мониторинги) соблюдения законодательства, выдаются предписания об устранении нарушений, оказывается помощь в составлении исковых заявлений в суд.
За 2022 год структурными подразделениями Витебского облисполкома, горрайисполкомами рассмотрено 368 обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей, из них 148 (40%) – в сфере торговли, 108 (29%) – жилищно-коммунальных услуг, 78 (21%) – бытового обслуживания населения.
По результатам рассмотрения вынесено 14 предписаний об устранении нарушений законодательства, в 9 случаях начаты административные процессы (из них в 4 случаях принято постановление об освобождении от административной ответственности с вынесением предупреждения). В досудебном порядке возмещено материального ущерба на сумму 8,52 тыс. рублей.
В целях повышения квалификации, профессионального уровня уполномоченные по защите прав потребителей ежегодно принимают участие в семинарах, проводимых Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.
В Республике Беларусь, как и во всем мире, 15 марта проходит праздник ”День потребителя“.
Традиционно в рамках проведения данного праздника в средствах массовой информации широко освещаются вопросы защиты прав потребителей. Местными исполкомами проводятся ”горячие линии“ по вопросам потребительской тематики с привлечением специалистов различных служб. В крупных торговых объектах организуется работа консультационных пунктов по информированию граждан об их правах и путях их защиты, оказывается практическая помощь в разрешении конфликтных ситуаций.
В 2023 году в государствах-членах Евразийского экономического союза для Дня потребителя определен девиз ”Грамотный потребитель – ответственный бизнес“.
Эта тема призвана обратить внимание на необходимость формирования пространства взаимного уважения и доверия между потребителем и бизнесом.