Славянский базар - 2021
Приемная исполкома
210010, г.Витебск, ул.Гоголя, 6
e-mail: vitoblisp@vitebsk.by
Телефон: (+375-212) 48-11-55
Факс: (+375-212) 48-11-56
Витебский областной исполнительный комитет
Главная > Экономика  > Торговля и услуги  > Защита прав потребителей

Защита прав потребителей

Памятки и разъяснения


Порядок предъявления претензий и исков

Образцы иска, претензии и заявления о предоставлении информации из ЕГР

Образцы претензий, заявлений, исков

Информация об уполномоченных по защите прав потребителей по Витебской области


О работе местных исполнительных и распорядительных органов  в сфере защиты прав потребителей

Основным документом, регулирующим правовые отношения в области защиты прав потребителей, является Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З ”О защите прав потребителей“. Действие настоящего Закона распространяется на отношения между потребителями и изготовителями, продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями, возникающие из договора розничной купли-продажи и иных подобных договоров.

Кроме данного Закона вопросы защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, иными документами, принятыми в развитие Закона.

Беларусь подписала соглашение о согласованной политике в странах Содружества Независимых Государств в этой сфере. Создан Консультативный совет по защите прав потребителей государств — участников СНГ. Основными задачами совета является содействие развитию и углублению сотрудничества, формированию эффективной политики в сфере защиты прав потребителей и равных условий для граждан в государствах — участниках СНГ, а также созданию условий для защиты их потребительских прав и интересов.

Важным элементом государственной политики в сфере защиты прав потребителей является информационно-просветительская работа. На сегодняшний день на республиканских и региональных каналах периодически выходят тематические выпуски передач, печатные средства массовой информации систематически освещают проблематику по защите прав потребителей.

В Республике Беларусь государственные органы осуществляют защиту прав потребителей в рамках своей компетенции. Координацию деятельности в данной области осуществляет Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

В пределах области государственная защита прав потребителей и контроль  за соблюдением законодательства о защите прав потребителей осуществляется уполномоченными по защите прав потребителей областного, городских и районных исполнительных комитетов.

Уполномоченными постоянно оказывается консультативная помощь с целью повышения грамотности потребителей, организовываются выступления в печатных средствах массовой информации, на телевидении и радио, обеспечивается размещение соответствующей информации на стендах и официальных сайтах и т.д.

Кроме того, уполномоченными по защите прав потребителей рассматриваются обращения граждан, проводятся проверки (мониторинги) соблюдения законодательства, выдаются предписания об устранении нарушений, оказывается помощь в составлении исковых заявлений в суд.

За 1 квартал 2021 года управлениями и отделами Витебского облисполкома, горрайисполкомами рассмотрено 120 обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей, из них 42 обращения в сфере торговли и общественного питания, 12 – бытового обслуживания населения, 49 – жилищно-коммунальных услуг.

По результатам рассмотрения вынесено 9 предписаний об устранении нарушений законодательства, которые исполнены в установленные сроки, составлено 2 протокола об административных правонарушениях. Кроме того, в досудебном порядке возмещено материального ущерба на сумму 1,1 тыс. рублей.

В целях повышения квалификации, профессионального уровня уполномоченные  по защите прав потребителей ежегодно принимают   участие в семинарах, проводимых Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

В Республике Беларусь, как и во всем мире, 15 марта проходит праздник ”День потребителя“.

Традиционно в рамках проведения данного праздника в средствах массовой информации широко освещаются вопросы защиты прав потребителей. Местными исполкомами проводятся ”горячие линии“ по вопросам потребительской тематики с привлечением специалистов различных служб. В крупных торговых объектах организуется работа  консультационных пунктов по информированию граждан об их правах и путях их защиты, оказывается практическая помощь в разрешении конфликтных ситуаций.

В 2021 году Всемирный день защиты прав потребителей проводился под девизом: ”Борьба с загрязнением пластиковыми материалами“.

В развитие темы прошлого года – ”Рациональный потребитель“, являющейся одной из Целей устойчивого развития, принятых государствами – членами Организации Объединенных Наций в 2015 году в рамках Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, тема этого года способствует повышению осведомленности и привлечению потребителей во всем мире к принятию и продвижению более экологичных решений при покупке товаров, а также к возможности отказа от ежедневного использования пластиковых материалов в любых формах и любого назначения.

Предполагается, что кампания также сыграет важную роль в объединении усилий потребителей, правительства и предприятий – изготовителей пластиковых изделий, в преодолении глобального кризиса загрязнения пластиком.

Справочно:

Согласно отчету PewCharitableTrusts& SYSTEMIQ «Преодолевая пластиковую волну», выпущенному в августе 2020 года, к 2040 году в мировом океане окажется в три раза больше пластика, если не принять сегодня кардинальных мер в политике стран, инновациях и изменениях в поведении потребителей.

По прогнозам, к 2050 году в мировом океане будет больше пластика, чем рыбы. По данным названного отчета 100 тысяч морских млекопитающих и черепах и  1 миллион морских птиц погибают каждый год от загрязнения морской среды пластиком, которого ежегодно в воды мирового океана попадает около 8 миллионов тонн. При этом пластмасса одноразового использования составляет 50 процентов всего пластика, производимого ежегодно, причем половина всех когда-либо производимых пластиковых изделий была выпущена за последние 15 лет, 40 процентов произведенного пластика упаковывается и выбрасывается после одного использования.

Разумный подход к использованию, утилизации и переработке пластиковых материалов направлен на сохранение природных ресурсов, благополучной экологической обстановки во всем мире.

В Республике Беларусь на государственном уровне приняты меры, направленные на поэтапное снижение использования полимерной упаковки с ее замещением на экологически безопасную упаковку, в том числе из стекла и бумаги.

Одной из принимаемых в данном направлении мер является сокращение использования в объектах общественного питания одноразовой пластиковой посуды: изделий и предметов, предназначенных для сервировки стола, приёма и хранения продукции общественного питания и пищевых продуктов, которые по своему функциональному назначению не предназначены для повторного использования в течение их срока службы (срока годности).

С целью достижения поставленных задач постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 ноября 2019 г. № 797 внесены изменения в Правила продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания: с 1 января 2021 г. установлен запрет на использование и продажу в объектах общественного питания одноразовой пластиковой посуды в соответствии с утвержденным перечнем.

Перечень разработан на основе анализа рынка посуды, изготавливаемой из экологичных и перерабатываемых материалов, и утвержден постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 19 февраля 2020 г. № 14.

В него включены: вилки, ложки, ножи, палочки для размешивания напитков, стаканы, тарелки, трубочки (соломки) для напитков, чашки, упаковка для продукции общественного питания и пищевых продуктов (контейнеры, лотки, коробки, ланч-боксы, коррексы, банки, бутылки), за исключением упаковки для кулинарных полуфабрикатов и кондитерских изделий.

Контейнеры, лотки, тарелки и стаканы из бумаги и картона, деревянные размешиватели для кофе, бумажные трубочки для коктейлей уже применялись во многих кафе и ресторанах быстрого обслуживания. Теперь же обязанность использовать экологически безопасную одноразовую посуду закреплена законодательно.


Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области защиты прав потребителей

В целях защиты прав потребителей местные исполнительные и распорядительные органы обязаны:

рассматривать заявления, обращения и жалобы потребителей в соответствии с законодательством;

организовывать разъяснение законодательства и оказывать юридическую помощь населению по вопросам защиты прав потребителя;

при выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды незамедлительно извещать об этом республиканские органы государственного управления (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг);

в случаях выявления продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) без предоставления необходимой и достоверной информации, или с просроченным сроком годности, или без срока годности, если установление этого срока обязательно, направлять предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о приостановлении производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) до устранения допущенных нарушений либо о прекращении реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг);

обращаться в суд с иском о защите прав потребителя;

осуществлять иные функции по защите прав потребителей, предусмотренные законодательством.