Рекламная деятельность
Лицензирование
Бытовое обслуживание
В настоящее время согласно данным государственного информационного ресурса ”Реестр бытовых услуг Республики Беларусь“ бытовые услуги населению Витебской области оказывают 3,8 тысячи субъектов хозяйствования, из них 2,5тысячи индивидуальных предпринимателей и 1,3 тысячи юридических лиц.
На рынке бытовых услуг области наиболее широко представлены услуги парикмахерских, их оказывают 16% субъектов хозяйствования. На втором месте - услуги автосервиса и услуги по ремонту и строительству (по 12%), на третьем - услуги в области пошива и ремонта швейных изделий (10%) и т.д.
В Витебской области функционируют 14 предприятий бытового обслуживания коммунальной и с долей коммунальной формы собственности:
Защита прав потребителей
Реестр свидетельств работников общественных объединений потребителей
Изучение общественного мнения по вопросу "Отношение общества к искусственному интеллекту в торговле"
Порядок предъявления претензий и исков
Образцы иска, претензии и заявления о предоставлении информации из ЕГР
Образцы претензий, заявлений, исков
Информация об уполномоченных по защите прав потребителей по Витебской области
О работе местных исполнительных и распорядительных органов в сфере защиты прав потребителей
Основным документом, регулирующим правовые отношения в области защиты прав потребителей, является Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З ”О защите прав потребителей“. Действие настоящего Закона распространяется на отношения между потребителями и изготовителями, продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями, возникающие из договора розничной купли-продажи и иных подобных договоров.
Кроме данного Закона вопросы защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, иными документами, принятыми в развитие Закона.
Беларусь подписала соглашение о согласованной политике в странах Содружества Независимых Государств в этой сфере. Создан Консультативный совет по защите прав потребителей государств — участников СНГ. Основными задачами совета является содействие развитию и углублению сотрудничества, формированию эффективной политики в сфере защиты прав потребителей и равных условий для граждан в государствах — участниках СНГ, а также созданию условий для защиты их потребительских прав и интересов.
Важным элементом государственной политики в сфере защиты прав потребителей является информационно-просветительская работа. На сегодняшний день на республиканских и региональных каналах периодически выходят тематические выпуски передач, печатные средства массовой информации систематически освещают проблематику по защите прав потребителей.
В Республике Беларусь государственные органы осуществляют защиту прав потребителей в рамках своей компетенции. Координацию деятельности в данной области осуществляет Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.
В пределах области государственная защита прав потребителей и контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей осуществляется уполномоченными по защите прав потребителей областного, городских и районных исполнительных комитетов.
Уполномоченными постоянно оказывается консультативная помощь с целью повышения грамотности потребителей, организовываются выступления в печатных средствах массовой информации, на телевидении и радио, обеспечивается размещение соответствующей информации на стендах и официальных сайтах и т.д.
Кроме того, уполномоченными по защите прав потребителей рассматриваются обращения граждан, проводятся проверки (мониторинги) соблюдения законодательства, выдаются предписания об устранении нарушений, оказывается помощь в составлении исковых заявлений в суд.
За первое полугодие 2024 года структурными подразделениями Витебского облисполкома, горрайисполкомами рассмотрено 231 обращение граждан по вопросам защиты прав потребителей, из них 88 (38,1%) – в сфере торговли, 87 (37,7%) – жилищно-коммунальных услуг, 26 (11,3%) – бытового обслуживания населения.
По результатам рассмотрения вынесено 2 предписания об устранении нарушений законодательства, 5 предупреждений в рамках административных процессов. В досудебном порядке возмещено материального ущерба на сумму 3,89 тыс. рублей.
Общественное питание
Сфера услуг
Вторичные материальные ресурсы
Реализация Указа № 345 в сфере торговли и услуг
Указ Президента Республики Беларусь от 22.09.2017 № 345 ”О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания“ скорректирован Указом № 42 от 02.02.2024.
Для индивидуальных предпринимателей и субъектов хозяйствования, осуществляющих розничную торговлю, общественное питание, оказание бытовых услуг на территории сельской местности и малых городских поселений, с 1 января 2024 г. по 31 декабря 2028 г. возобновляется действие отдельных налоговых льгот.
Это уменьшение ставок налога на прибыль от реализации товаров (работ, услуг), полученную от деятельности на указанной территории, подоходного налога с физических лиц (если получающие льготы индивидуальные предприниматели являются плательщиками этого налога) на 50% от ставок, установленных Налоговым Кодексом Республики Беларусь. Предусмотрено также освобождение юридических лиц от налога на недвижимость, земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности.
Также Указом предусмотрено введение отдельного тарифа на электрическую энергию для торговых объектов и объектов общественного питания, расположенных на территории сельской местности (не ниже уровня, установленного для тарифной группы ”Производственные нужды сельхозпотребителей“.
Предоставляется возможность без получения согласия антимонопольного органа приобретать в собственность, пользование или владение недвижимое имущество, расположенное на территории сельской местности, для осуществления розничной торговли, общественного питания, оказания бытовых услуг.
Кроме того, продолжают действовать другие преференции, предусмотренные законодательным актом.
В частности, за юридическими лицами, доля которых в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах районов, где расположены принадлежащие им торговые объекты, за предыдущий финансовый год превышает 20 процентов, сохраняется право приобретать, арендовать на территории сельской местности в границах этих районов дополнительную торговую площадь для осуществления розничной торговли или совершать иные действия, направленные на увеличение такой площади.
Действие указанной нормы, как и налоговых льгот, распространяется на территории, определенные решением Витебского областного Совета депутатов от 22 мая 2024 года № 26 ”Об определении перечней“.
Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сохраняется возможность осуществлять продажу алкогольных напитков в расположенных на территории сельской местности магазинах и павильонах с торговой площадью менее 50 квадратных метров, а для юридических лиц – также с использованием автомагазинов независимо от наличия у этого субъекта магазина и (или) павильона, в которых осуществляется розничная торговля алкогольными напитками (при условии соблюдения согласованных местным исполнительным и распорядительным органом маршрута движения такого автомагазина и ассортиментного перечня товаров).
Продолжают действовать подходы, касающиеся приобретения субъектами хозяйствования недвижимого имущества, с некоторыми дополнительными условиями.
Капитальные строения и изолированные помещения, находящиеся в государственной собственности, по-прежнему могут отчуждаться субъектам на возмездной основе без проведения торгов по рыночной стоимости для осуществления торговли, общественного питания, бытового обслуживания на территории сельской местности и малых городских поселений.
При этом новой редакцией Указа предусмотрено, что такая деятельность должна осуществляться не менее трех лет после приобретения недвижимого имущества. В случае неисполнения указанных обязательств здания, помещения подлежат возврату в государственную собственность без возмещения стоимости неотделимых улучшений. До выполнения условий продажи запрещается отчуждение объекта недвижимости третьим лицам.
Информация для предпринимателей
Вниманию субъектов торговли
По информации Комитета государственного контроля Республики Беларусь работники некоторых общественных объединений и иных организаций проводят мероприятия, направленные на поиск клиентов для прохождения платных обучающих курсов, семинаров.
Для этого работники таких организаций целенаправленно проводят мониторинги объектов торговли и в случае обнаружения товаров с истекшим сроком годности взамен сокрытия информации о выявленных нарушениях и передачи ее в уполномоченные органы понуждают работников торговых объектов подписывать договоры на участие в проводимых ими платных семинарах.
При этом в ряде случаев данная деятельность осуществляется с применением противоправных методов. В частности, по информации представителей торговых объектов, а также информации, размещенной в глобальной сети Интернет, в ряде случаев просроченные товары были ”подброшены“ либо специально изъяты из прилавков, пока время их реализации еще не истекло, и предъявлены продавцам после его истечения.
В некоторых случаях такие организации свою деятельность проводят под видом проверки и выдают себя за проверяющих.
Так, посещая торговые объекты, сотрудники ООО ”Амерта Гарант“, ООО ”Информационный просветительский центр потребителя“, ООО ”Потребительская грамотность“, общественного объединения ”Потребитель“, ООО ”Потребительская корзина“ вносили информацию о проведении ”внеплановых проверок“ в книги учета проверок.
Названные организации контролирующими (надзорными) органами не являются. Проведение ими проверок и мониторингов является неправомерным.
В соответствии с подстрочным примечанием 1 к пункту 1 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 ”О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь“ (далее – Указ № 510) под контролирующими (надзорными) органами понимаются государственные органы (их структурные подразделения с правами юридического лица, территориальные органы, подчиненные организации) и иные организации, уполномоченные законодательными актами или нормативными правовыми актами Правительства Республики Беларусь на осуществление контроля (надзора).
В соответствии с частью третьей пункта 1 Указа № 510 контролирующий (надзорный) орган вправе проводить проверку, если этот орган включен в перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденный данным Указом.
В целях пресечения неправомерных действий соответствующих организаций, недопущения незаконного вмешательства в деятельность торговых объектов, исключения понуждения к заключению договоров на оказание платных услуг полагаем целесообразным руководителям торговых объектов довести указанную информацию до сведения работников.
Ценообразование
Об изменении потребительских цен в Витебской области в январе 2025 года
Система Tax Free
Система Tax Free в Беларуси доступна более 3 лет и активно пользуется интересом среди иностранных граждан. К системе Tax Free подключены более 700 магазинов, где можно приобрести различные товары - начиная от ювелирных изделий, одежды, обуви и заканчивая бытовой техникой.
Tax Free – это система возврата НДС иностранным гражданам. «Белтаможсервис» является единственным оператором системы Tax Free в нашей стране.
В Беларуси система Tax Free распространяется на все товары, облагаемые поставке 20%. И предусматривает возврат 15% от суммы покупки без НДС (или 12,5% от суммы покупки указанной в кассовом чеке).
Услуга доступна при приобретении товаров в течение одного дня в одном магазине, работающем по системе Tax Free, на сумму более 80 белорусских рублей (примерно 35 евро).
Портал рейтинговой оценки
Портал рейтинговой оценки (качество-услуг.бел) создан в целях повышения эффективности работы с гражданами, качества обеспечения жизнедеятельности населения, открытости государственных органов, дальнейшей дебюрократизации деятельности госорганов и организаций, формирования системы рейтинговой оценки гражданами эффективности деятельности объектов оценки.
К объектам оценки относятся государственные органы и организации, оказывающие услуги, обеспечивающие жизнедеятельность населения (включая сферу торговли и бытового обслуживания), и (или) осуществляющие административные процедуры по заявлениям граждан, а также иные субъекты, зарегистрированные на портале рейтинговой оценки на добровольной основе.
Граждане могут оставить комментарий на портале об эффективности деятельности объекта оценки, который не является обращением, но будет учитываться в целях улучшения качества обслуживания населения.
Контрольная деятельность
Торговая инфраструктура Витебской области включает более 13 тысяч торговых объектов различных форматов (из них 6,7 тысячи магазинов торговой площадью 745 тыс.кв.м), 84 торговых центра, 52 рынка, 1,8 тысячи объектов общественного питания на 87,8 тыс.мест.
За первое полугодие 2024 года торговые площади в регионе увеличились на 1,1 тыс.кв.м. За счет нового строительства, реконструкции и возобновления работы введено в действие 36 объектов общественного питания на 820 мест.
На 1 тысячу человек в области приходится 834 кв.м торговых площадей и 40,6 места в общедоступных объектах общественного питания.
В первом полугодии 2024 года населению области реализовано товаров на сумму 3877,1 млн. рублей или в сопоставимых ценах 106,2 процента к аналогичному периоду прошлого года. Товарооборот на одного жителя составил 3,6 тыс.рублей.
Обеспечение потребительского рынка осуществляется преимущественно за счет продукции отечественного производства. По удельному весу товаров отечественного производства в розничном товарообороте официально учитываемой торговой сети область на протяжении ряда лет лидирует среди регионов республики (за январь-июнь 2024 г. – 66,6%).
В первом полугодии 2024 года в области проведено более 6,2 тысячи выставок-продаж, распродаж и акций по снижению цены товаров, рекламных мероприятий, ярмарок ”выходного дня“. Товарооборот мероприятий составил свыше 60 млн. рублей.